Колумнистика

Михаил Блоков

Гигант без правил

21.03.2022

Гигант без правил

21.03.2022

Amazon не хочет изымать из продажи футболки с призывами уничтожить Израиль – «освободить» Палестину от реки Иордан и до Средиземного моря. До этого компания билась за маечки «Я люблю Гиммлера».

Футболки на сайте крупнейшего в мире ритейлера разместил бренд с «говорящим» названием Free Palestine Intifada Clothing. Вероятнее всего, речь идет о небольшом «инди-бизнесе», который сам даже не производит одежду, а лишь печатает принты на уже готовой. В описании лотов покупателям предлагают приобрести футболку, если они «верят в будущее, где придет конец израильской оккупации». Сообщают также, что товар «будет идеальным подарком родным, друзьям и коллегам» и «повысит осведомленность всех окружающих».

На футболки обратили внимание активисты британской «Кампании против антисемитизма» – неправительственной организации, которая с 2014 года борется с враждебным отношением к евреям. В Британии фиксируют рекордный уровень антисемитизма – вероятно, поэтому вопрос с футболками подняли именно там. По итогам 2021 года в Туманном Альбионе зафиксировали более двух тысяч инцидентов, которые можно квалифицировать как «ненависть к евреям». Это почти на треть больше, чем было в 2020 году. В статистику входят в числе прочего расклеивание антисемитских листовок на улицах городов, а также инциденты в университетах и на рабочих местах, связанные с ущемлением еврейской идентичности. Но были и 155 ситуаций, когда люди выкрикивали оскорбления евреям, просто проезжая мимо на машинах, а также больше 200 случаев прямого насилия. Рост агрессивных настроений отмечают и в других странах: например, в Германии.

В этом контексте ситуация с футболками, которая кому-то может показаться довольно безобидной, приобретает зловещий окрас. Впрочем, еврейские организации и раньше обращали внимание на Amazon. Еще в 2020 году музей Освенцима через Twitter потребовал у компании изъять из продажи целый ряд антисемитских книг. Речь тогда шла не только о трудах современных отрицателей Холокоста, но и о вещах посерьезнее.

Например, о книгах Юлиуса Штрейхера – идеолога НСДАП, порномана и друга Гитлера. В 1946 году Штрейхера приговорили в Нюрнберге к смертной казни. На сайте Amazon продавали в числе прочих его «программные» тексты: «Еврейский вопрос в школьном классе» и «Ядовитый гриб» – Штрейхер называл ее своей «детской книгой о евреях», и на Amazon она была доступна не только в оригинале, но и в переводах.

Еще раньше – в 2008-м – на сайте ритейлера продавали футболки со слоганом «Я люблю Гиммлера» и артефакты времен Третьего рейха, в том числе оригинальные ножи офицеров с фашистской гравировкой.

Amazon тогда удалил все, что касалось откровенно нацистской символики и нацистских текстов, и объяснил это широтой своей сети. «В нашем каталоге миллионы товаров. Иногда туда попадают совершенно неожиданные вещи», – сказала Патрисия Смит, тогдашний пресс-секретарь ритейлера.

Но в том, что касается нынешнего казуса с футболками From the river to the sea Palestine will be free, платформа продолжает хранить гордую индифферентность – и отказывается изымать их из продажи. Футболки можно свободно купить в странах Евросоюза, да и в Британии, где сейчас стоит вопрос о законодательном запрете продажи товаров с подобной символикой. Сама компания Free Palestine Intifada Clothing продает свои товары на Amazon с 2019 года. И до сих пор ритейлер не сделал ничего, чтобы разобраться с вопросом – или, по крайней мере, хотя бы дать ему какую-то публичную оценку.

А раз так – то, судя по всему, эту оценку должны дать мы сами, клиенты Amazon. Проголосовать, так сказать, «собственным кошельком». Впрочем, бойкотировать Amazon – это уже по-своему модно. Леваки-антиглобалисты, а также экоактивисты в Европе давно включили компанию в черный список. Они отказываются покупать на платформе хоть что-то и отдают предпочтение небольшим локальным поставщикам.

Этично ли покупать товары у токсичного гиганта, который считает, что футболки со словом «оккупанты» в адрес израильтян – это нормально? Да, чуть более низкие цены и удобная система доставки часто заставляют делать выбор в пользу Amazon. Но правильно ли экономить несколько долларов-евро, чтобы поддержать платформу, которая дает зеленый свет мутным антиеврейским брендам? Ответить на эти вопросы каждый должен сам.