Колумнистика

Петр Люкимсон

Свято ложе пусто не бывает

01.07.2022

Свято ложе пусто не бывает

01.07.2022

Иудаизм подобен морю или космосу – вы можете всю жизнь изучать Тору и Талмуд, мидраши и комментарии, но всё равно будете обладать лишь малой толикой из накопленного за три тысячелетия евреями знания.

Перелистывая на днях «Мидраш Танхума», содержащий связанные с библейским текстом устные предания, я вдруг наткнулся на рассказ о том, как Корах, поднявший открытый мятеж против Моисея, сначала попытался отстранить его от власти более «легитимным» путем. Для этого он якобы подкупил молодую женщину, а та перед всем честным народом обвинила великого пророка в промискуитете. Но когда дело дошло до суда – созналась в клевете.

Получается, что прав был царь Соломон, когда говорил, что «нет ничего нового под солнцем»: уже в глубокой древности для сведения личных счетов и в борьбе за власть использовались те же методы, что и нынче, включая обвинения в сексуальных домогательствах.

***

Израиль на всех парах идёт к новым выборам. Они состоятся 1 ноября. И это будут пятые (!) досрочные выборы за четыре года. А народ всё так же расколот на два равных и противостоящих друг другу лагеря, у каждого из которых своя правда и очень убедительные доводы в её защиту. В общем, всё так же, как в читаемой в эту субботу библейской главе «Корах». И человеку, который оказался, говоря словами незабвенного Алексея Константиновича Толстого, «двух станов не борец, а только гость случайный», поистине нелегко сделать выбор, на чьей же он стороне.

И действительно, разве не прав Корах, когда поднимает на щит идеалы равенства и демократии, говоря вождям – Моисею и брату его Аарону – по сути, следующее: «А не много ли вы не себя взяли? Вообще-то, тут все святы!» Да и неужели 250 самых уважаемых в еврейском народе людей – как сказано, «мужей известных и именитых», – выступивших на стороне Кораха против Моисея, могут настолько ошибаться? Ведь они – цвет и гордость Израиля!

Но и в словах Моисея, что Корах и так уже обладает несметным богатством и печётся только о своих личных интересах, стремясь к абсолютной власти, тоже нет ничего, кроме правды. «Мало вам того, что Б-г выделил вас среди всего народа Израиля? Вы еще первосвященничества доискиваетесь?» – точно определяет мотивы восставших Моисей.

Однако и их ответ каждым словом бьёт полной сарказма правдой: «Разве привёл ты нас в землю, которая течёт молоком и мёдом? Не дал ты нам ни поля, ни виноградника! Людям глаза не выколешь – они всё видят», – кричат они Моисею.

Я перечитывал эти строки и думал, насколько же «поколению пустыни» было в каком-то смысле легче, чем современным израильтянам, да и, думается, гражданам всех других стран мира, разобраться, на чьей же стороне правда и что в самом деле происходит в их собственном царстве-государстве.

И по ту, и по другую сторону политических баррикад произносятся правильные слова о справедливости и высших интересах нации. Обе стороны выдвигают обоснованные аргументы в свою пользу и не менее веские обвинения в адрес своих оппонентов. И лично у меня нет ответа на вопрос, на чьей стороне правда, и уж тем более я не собираюсь за кого-либо агитировать. Но вспоминая «Мидраш Танхума», я думаю, что в нём нам предложены некие вечные инструменты, которые помогают сделать правильный выбор. Ведь ориентироваться надо не столько на лозунги, которые провозглашают кандидаты, сколько на их методы. И если ради достижения поставленной цели они, подобно Кораху, готовы прибегнуть к подлогу и клевете, то это и есть мерило – следует отшатнуться от них. Помните, у Высоцкого есть гениальная «Баллада о Лжи и Правде», финальные строки которой многие понимают совсем не так, как хотелось бы поэту:

Некий чудак и поныне за Правду воюет.
Правда, в словах его правды на ломаный грош:
«Чистая Правда в конце концов торжествует,
Если проделает то же, что Явная Ложь!»

Ни одна правда не может победить методами лжи – в этом случае она просто становится очередной ложью.