Top.Mail.Ru

Колумнистика

Петр Люкимсон

Стуки совести

05.08.2022

Стуки совести

05.08.2022

Почему все самые горестные события в жизни еврейского народа пришлись на один день и при чём тут разведчики, объясняет наш исторический корреспондент.

Как я уже рассказывал, в свое время мне пришлось недолго проработать учителем химии в советской школе. И хоть я был тогда человеком вполне себе светским, мне почему-то было важно показать ученикам потрясающее единство и гармоничность строения мироздания, его неживой и живой природы и действующих в нём законов. Таким образом я пытался подвести их к той идее, к которой я сам пришел еще в 9-м классе на уроках физики – непреложности существования Б-га, не произнося, разумеется, вслух таких слов.

Программа была сильно растянута, и любой учитель, у которого был хороший контакт с классом, мог пройти её ещё до конца учебного года. В моем любимом десятом классе я закончил изучение обязательного материала к концу третьей четверти, а всю четвертую занялся прогоном всего пройденного с 7-го класса – чтобы подготовить ребят к успешной сдаче выпускного экзамена и к вступительному экзамену в вузах.

И в ходе повторения материала неминуемо выяснялось, что есть немалые пробелы в, казалось, давно усвоенном материале. И надо было по новой разъяснять с помощью уже других слов и подходов, после чего у них в головах всё окончательно становилось на свои места.

Вспомнил я об этом на днях, когда начал перечитывать библейскую книгу «Дварим». Она всегда звучит в синагогах накануне скорбного дня Девятого ава. И стоит она совершенно отдельным особняком от остальных библейских книг. Ведь в ней решительным образом ничего не происходит: нет никаких особых событий и не дается никаких новых законов. Вся книга – это, по сути, последняя речь Моисея, в которой он, словно учитель в школе, напоминает евреям о пройденном с момента Исхода из Египта пути и повторяет по новой уже однажды полученные заповеди и законы. Отсюда, кстати, и название этой книги в синодальном переводе на русский – «Второзаконие». И этот «прогон», повторение пройденного материала перед тем, как закончатся странствия по пустыне и начнется новая глава их жизни – завоевание Земли обетованной.

При этом Моисей напоминает народу не только о славных страницах истории и крупных геополитических победах, но и о всех грехах. И тут мне приходит в голову воспоминания уже из моего детства. Моя мама, да продлит Всевышний ее годы, с первого класса строго следила за моей учебой и не жалела слов, чтобы упрекнуть за лень, невнимательность и прочие грехи. И однажды – в пятом классе –учительница по истории поставила мне «четверку» в табеле. Такое снести она уже не могла. Взяв меня под мышку, мать направилась в школу на разговор с училкой.

На время беседы мне было велено выйти из класса, но, стоя за дверью, я ее подслушивал и узнал про себя много интересного. В частности, я – «особо одаренный ребенок», отлично владею всем учебным материалом и много читаю дополнительной литературы. А потому «четверка» – это совсем не та оценка, которую я заслуживаю. В глазах моей мамы я заслуживал только одной оценки – «отлично». Как, впрочем, и все остальные еврейские дети в глазах своих еврейских мам.

Вспомнил я это, споткнувшись о фразу: «Вот те слова, которые Моисей говорил всему Израилю». Есть большая разница, как Моисей говорил с Б-гом и со «всем Израилем». В разговоре с Творцом он всегда был на стороне евреев, всегда находил слова оправдания для своего народа даже в тех случаях, когда тот, вне сомнения, заслуживал самого сурового наказания. Но это отнюдь не означало, что во время домашнего «разбора полётов» он должен был удерживаться от горьких упреков в адрес народа.

И всё-таки любопытно, почему книгу «Дварим» начинают читать именно накануне Девятого ава? Думается, в немалой степени потому, что именно в этот день нам особенно необходимо оглянуться назад и заняться «повторением пройденного» – ещё раз вспомнить всю нашу историю и понять, что все наши прошлые и нынешние беды, включая разрушение Первого и Второго Иерусалимских храмов, являются прямым следствием допущенных нами же ошибок и грехов. Причем как перед Б-гом, так и перед людьми.

Комментаторы Пятикнижия настаивают, что истоки этих трагедий были заложены еще во время странствий евреев в пустыне – ведь именно 9 ава вернувшиеся с задания разведчики уверили евреев, что завоевать Землю обетованную им не по силам. А в мидрашах сказано, что в тот день на Небесах был вынесен приговор: «Сегодня вы плакали зря. Но у ваших потомков будет повод плакать в этот день!» И действительно, трудно объяснить случайным совпадением тот факт, что именно на 9 ава дважды пришлась гибель Иерусалима и многие другие трагические события в истории нашего народа, как, к примеру, изгнание из Испании.

А вчитываясь уже не в Пятикнижие, а в труды историков, понимаешь, насколько правы были наши мудрецы, утверждая, что причиной гибели Иерусалима и Храма ровно 1952 года назад стала беспричинная ненависть евреев друг к другу. И именно её я имел в виду, когда написал выше, что причиной наших бедствий стали не только грехи перед Б-гом, но и перед людьми.

Если римляне действовали как единый мощный военный механизм, то евреи – вместо того чтобы сплотиться и начать готовить Иерусалим к обороне – грызлись и убивали друг друга, движимые как идейными разногласиями, так и личными амбициями. Дошло до того, что в момент штурма защитники были разделены на три враждующих лагеря. И пусть они сражались против лучшей армии мира той эпохи так, что поражали её своим мужеством и воинской смекалкой, но в отсутствие единства были обречены на поражение.

И это – главный урок 9 ава. И глядя на то, что происходит сегодня с евреями и в странах диаспоры, и в Израиле, понимаешь, что он так и не был усвоен. И неслучайно первая глава книги «Дварим» завершается напоминанием, что никто из самых благополучных евреев не может быть спокоен, «пока не пошлет Б-г покоя братьям вашим, как и вам». «Не бойтесь их, ибо Б-г ваш сражается за вас!» – так звучат последние слова этой главы. Но в подтексте явно чувствуется добавка: «если и вы сражаетесь друг за друга!». Только так и никак иначе можно избежать повторения подобных трагедий в будущем.

{* *}