Колумнистика

Петр Люкимсон

Евреи одной цепи

19.08.2022

Евреи одной цепи

19.08.2022

Есть у израильской молодежи такой обычай: после демобилизации из армии отправиться в путешествие по экзотическим местам – в Индию или в Южную Америку, к примеру. Мой младший сын не стал тут исключением.

Но так вышло, что оторвался от своей компании и в итоге оказался совершенно один в каком-то глухом бразильском городке. И вдобавок – без гроша в кармане. Он так лихо прогулял все имевшиеся у него деньги, что даже влез в долги. И денег не было не то что на съем жилья, но даже на еду. О чём он нам и сообщил в результате.

Понятно, что мы поспешили выслать ему денег, но с учётом выходных и разницы во времени между Израилем и Бразилией получить он их мог только через день-другой. А эти дни надо было как-то протянуть.

«Ищи синагогу! – посоветовал я ему. – Если в городе есть евреи, они обязаны помочь!»

Оказалось, что в этом городе и в самом деле живет несколько тысяч евреев, а потому субботу сын провел в доме раввина. И жил ещё пару дней в одной еврейской семье – пока не пришли отосланные нами деньги.

– Мне резануло слух, когда ты сказал, что мне обязаны помочь, – признался он мне потом. – Никто мне ничего не обязан!
– Ничего подобного! – ответил я. – Именно обязаны! Каждый из нас несет ответственность за другого.

Мы скованы одной цепью.

Сейчас в мире много споров о коллективной ответственности – существует ли она вообще? Должен ли представитель того или иного народа отвечать за деяния своих сограждан, особенно если он лично в них никакого участия не принимает и даже осуждает. Насколько, к примеру, рядовые немцы, не голосовавшие за Гитлера и старавшиеся в годы Второй мировой войны держаться подальше от всего национал-социалистического, виновны в массовом уничтожении евреев и других фашистских преступлениях?

В определенном смысле ответ на этот вопрос содержится в библейской главе «Экев», которую евреи всего мира будут читать в синагогах в эту субботу. «Не за вашу праведность овладеете землей этой, а за преступления народов этих Г-сподь Б-г ваш изгоняет их». Выходит, что Всевышний рассматривает народы как национальный коллектив, и любой неблаговидный поступок одного, к примеру, еврея мгновенно переносится на всех остальных. Уж нам ли этого не знать! И уже отсюда неминуемо следует наша личная ответственность за каждого нашего соплеменника и за весь народ. А также и обязанность всячески поддерживать друг друга. И этот великий принцип еврейской солидарности часто вызывал и продолжает вызывать злобу и зависть у других народов.

А потому в какой бы точке мира не оказался еврей, и особенно в случае, если он попал в беду, он первым делом должен задать любому встречному тот самый вопрос из баллады Галича:

«Где тут, братцы, синагога? Подскажите, как пройти!»

И он может быть уверен, что там для него сделают все, что возможно!

Но, пожалуй, самые известные слова этого библейского отрывка, которые хоть раз в жизни доводилось слышать всем жителям нашей ойкумены: «Не хлебом единым жив человек». Но есть у этой фразы и продолжение, которое цитируют значительно реже: «Жив человек всем, что исходит из уст Б-жьих».

Таким образом, хотя стремление к обеспеченной жизни, а затем и к богатству не содержит в иудаизме ничего предосудительного, более того – это вполне нормальное человеческое желание, но нравственное совершенствование, стремление к саморазвитию, наращиванию знаний и интеллекта всегда ставилось евреями выше задачи приобретения материальных ценностей. И это было одним из главных жизненных принципов нашего народа на все времена.

Материальная пища на самом деле быстро насыщает.

И никому из нас, даже оказавшемуся за самым роскошным столом, не дано выпить и съесть больше, чем вмещает наш желудок. В то же время тот, кто, к примеру, одержим жаждой познания, чувствует, что насыщение здесь не наступает никогда. Напротив: чем больше ты открываешь в этом смысле для себя нового, тем больше хочется новых потрясающих интеллектуальных открытий, каждое из которых расширяет представления о жизни и меняет твою личность.

«Будешь есть и насытишься, построишь хорошие дома и будешь жить в них, серебра и золота умножишь себе и всего у тебя будет в изобилии, – тогда возгордишься ты и скажешь в сердце своем: “Моя сила и крепость моей руки добыли мне это богатство”», – говорится также в отрывке «Экев». За 35 лет журналистской карьеры мне довелось брать интервью или просто общаться с разными мультимиллиардерами – как с израильскими, так и с российскими и американскими. Иногда, к слову, это совпадало. И любопытно, что ни один из них не опустился в разговоре до того, чтобы сказать: «Мои руки добыли мне это богатство».

Скорее, наоборот: все они осознавали, что без помощи Свыше ни их деловая хватка, ни способность «видеть рынок», ни умение разбираться в людях не принесли бы им того состояния, которое они заработали. И все они осознают, что стоит им утратить эту помощь – и всё мгновенно пойдет прахом. Может, именно поэтому они и стали миллиардерами, а у вас на носу очки, а в душе осень.