Top.Mail.Ru

Колумнистика

Петр Люкимсон

Дави на глаз!

26.08.2022

Дави на глаз!

26.08.2022

Почти каждое утро начинается у меня с пререканий с женой, куда делась моя любимая чашка, вилка или ложка, без которой я не могу нормально позавтракать.

«Посмотри на месте!» – кричит поначалу она из другой комнаты. Обыскав всю кухню с микроскопом, я ей сообщаю, что «на месте» ничего нет. Высказав заодно всё, что я думаю по поводу порядка в нашем доме. «Да вот же твоя чашка!» – говорит жена, появившись на кухне и указывая на привычное место.

Такие же чудеса творятся и со многими другими вещами, включая мою одежду! Выходит, я не вижу того, что вроде бы должен был увидеть. И, как выяснилось, нечто подобное происходит не только со мной, но и со многими моими друзьями: пока им не покажут пальцем, они в упор не видят!

Библейский отрывок, который читают в синагогах в эту субботу, так и называется – «Ръэ», то есть «Смотри!». И начинается он именно с этого многозначительного слова: «Смотри! Сегодня я предлагаю тебе благословение или проклятие». Примечательно, что именно «смотри», а не «слушай» – с таким призывом Моисей обращается к каждому еврею. Ведь зрительное впечатление, как ни крути, почти всегда сильнее звукового, что и выражено в хорошо знакомой всем поговорке, что лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Мы – дети эпохи – соцсетей, знаем это даже лучше наших предков: одна фотография может убедить нас куда быстрее, чем сотня постов.

Но просто смотреть, безусловно, мало. Лично мне в этом призыве видится рекомендация каждому – пристальнее всмотритесь в свою повседневную жизнь, и тогда явственно откроются причинно-следственные связи всего, что с вами происходит. Так воочию и узреешь, как «работает» благословение и проклятие. У автора этих строк есть множество об этом историй как из собственной жизни, так и из жизни моих друзей, на основе которых можно написать целую книгу.

Но лично для меня особенно актуально сегодня звучат другие два фрагмента. Первый касается всевозможных лжепророков и прогнозистов: «Если восстанет в твоей среде пророк или сновидец и позовёт служить иным богам, которых ты не знал, то не слушай слов этого пророка». Всякий раз, перечитывая эти строки, я невольно вспоминаю, как в финале «Иудейской войны» Иосиф Флавий рассказывает о появившихся среди евреев в конце эпохи Второго Храма множестве лжепророков, трактующих какие-то знамения, а когда открылся истинный масштаб надвигающейся катастрофы, было уже слишком поздно.

Но на самом деле подобные лжепророки и «сновидцы» существовали среди нас во все времена. Это и Шабтай Цви, и Яков Франк, и те, кто увидел в «Капитале» Карла Маркса «новую Тору». И Пятикнижие предлагает ясный критерий, насколько можно доверять подобным лжепророкам, причем без всякой разницы, о чем именно они пророчествуют. Если их призывы ведут в итоге к отказу от высших ценностей, то следует просто отшатнуться от таких людей, сколь бы ни казались убедительными их прогнозы – в финале они приведут своих последователей сначала к духовной, а затем, возможно, и физической пропасти.

Второй фрагмент этого библейского отрывка всегда поражал меня заключенной в нём диалектикой: «Если же будет в твоей среде нуждающийся из твоих братьев, где-либо в твоих вратах, в твоей земле, которую Б-г даёт тебе, то не ожесточай своего сердца и не сжимай своей руки перед своим братом нуждающимся. Но раскрой руку ему свою и дай ему взаймы по мере нужды его, чего ему не хватает».

В сущности, перед нами – заповедь, обязывающая каждого еврея давать в долг другому нуждающемуся еврею, если у него есть хоть малейшая возможность оказать тому помощь. Но как же любопытно это сформулировано!

Ещё наши мудрецы обратили внимание на первое, что делает только появившийся на свет младенец – это инстинктивно сжимает ручку. В самой нашей природе заложена жажда взять, зажать в своей руке как можно больше от того, что есть в этом мире. И как порой нелегко нам раскрыть руку с зажатыми в ней деньгами и поделиться ими с малоимущими. И потому со страниц Пятикнижия обращаются к нам: «Раскрой руку свою!»

Помощь, как известно, принято просить с открытой протянутой рукой. Но раскрывая руку свою, чтобы дать бедному, мы сами превращаемся в стоящих с открытой рукой перед Небесами. И уж будьте уверены, что Всевышний найдет, что в неё положить. И автор этих строк снова готов засвидетельствовать, что самолично и не раз видел подтверждение этому в жизни – как своей, так и жизни многих своих, мягко говоря, далеко не самых бедных знакомых. Это такой же фундаментальный мировой закон, как и закон всемирного тяготения.

{* *}