Top.Mail.Ru

Колумнистика

Михаил Блоков

Мультики – насмерть!

09.02.2023

Мультики – насмерть!

09.02.2023

«Ты это видел?!! Это трэш, так нельзя!» – пишут мне друзья из Хайфы. Почти одновременно в мессенджер приходит сообщение от знакомых из Ашкелона: «Ты это видел?! Гениально, правда?» Весь сюр в том, что оба сообщения об одном и том же: в Милане накануне Дня памяти жертв Холокоста уличный художник изобразил на стене мультсемью Симпсонов в образе узников Освенцима.

На одном из граффити Гомер, Мардж и остальные Симпсоны ждут поезда в концлагерь, а к их одежде приколоты желтые звезды с надписью «еврей». На соседнем рисунке – исхудавшие Симпсоны уже одеты в лагерные робы. Граффити появились недалеко от печально известной платформы № 21 на вокзале в Милане, откуда в 1943 году депортировали около 1200 евреев.

Подобно тому, как разделились мнения моих друзей об этом стрит-арте, разделилось и мнение остального мира. В еврейских пабликах одни призывают немедленно стереть рисунки, называя это «глумлением», «недопустимой игривой интерпретацией трагедии» и просто «безвкусицей».

Другие столь же яростно защищают автора: «Теперь даже самые далекие от истории школьники полезут в интернет, чтобы посмотреть: а что это за одежда такая на Симпсонах? И через это узнают о Холокосте».

К слову, миланский Фонд памяти жертв Холокоста тоже не видит в граффити большой беды. «Мы не обсуждали это с художником и увидели картины утром вместе со всеми остальными, – рассказал президент фонда Роберто Джарач. – Мы ценим его посыл и не считаем его вредным».

Дискуссия о том, что допустимо, а что нет в изображении Холокоста, возникает не в первый раз. Достаточно вспомнить, какие споры вызвал номер Татьяны Навки и Андрея Бурковского на шоу «Ледниковый период», в котором исполнители также появились в лагерных робах с шестиконечными звёздами.

Казалось, что в нашем постмодернистском мире подобных вопросов быть уже не должно. Всё современное искусство, начиная с поп-арта 60-х годов, построено на умышленном сдвиге контекстов. Бэнкси не стеснялся использовать Микки-Мауса, когда писал граффити о войнах в странах третьего мира. На его рисунке радостные Микки и клоун Рональд Макдональд ведут под руки плачущую вьетнамскую девочку – Бэнкси взял её изображение с фотографии времен Вьетнамской войны. А Тарантино и вовсе сжёг Гитлера из огнемета в фильме «Бесславные ублюдки».

Искусство – будь то скульптура, кинематограф или даже стрит-арт – не обязано следовать законам социалистического реализма или западной политкорректности, которые, как оказалось на поверку, не так уж далеки друг от друга. Искусство будет использовать совершенно разные художественные языки и принимать порой абсурдные формы – лишь бы прокричать о важном!

А важно только одно: в 2022 году в Европе и Штатах зафиксирован рекордный уровень антисемитизма. Около 3000 случаев уличного буллинга в адрес евреев в одной только Британии. А дайджесты из еврейских районов Бруклина больше напоминают сводки с мест боевых действий. Рэп-артист Канье Уэст публично отрицает Холокост и пытается убедить американцев в наличии «еврейского заговора». И можно не сомневаться, что среди его фанатов – а это миллионы людей – почти наверняка вырастет новое поколение «отрицальщиков». И если в XXI веке в ответ на весь этот хип-хоп нужны Симпсоны с жёлтыми звёздами – пусть будут Симпсоны!

{* *}