Top.Mail.Ru

Колумнистика

Петр Люкимсон

Счастье по ступенькам

24.11.2023

Счастье по ступенькам

24.11.2023

Что же отличает евреев от других народов и почему им удаётся выживать, невзирая на все изгнания и погромы, объясняет наш корреспондент.

Больше тридцати лет назад мне довелось побывать на лекции Льва Николаевича Гумилева и услышать от него лично изложение его теории пассионарности. Он рассказывал, как все народы в своём развитии проходят стадию зарождения, потом пассионарного толчка, ведущего к их расцвету, а достигнув пика, неминуемо входят в стадию угасания, постепенно сходя с исторической арены. Словом, жизнь каждого народа подобна жизни человека, вот только длится она немного дольше – порядка тысячи лет, согласно Гумилёву.

Помню, один из слушателей спросил тогда Гумилёва, уверен ли тот, что его теория распространяется абсолютно на все народы? «Совершенно уверен! – ответил Лев Николаевич. – Я доказываю эту теорию на примере более 40 этносов». Но тут он сделал паузу и добавил: «Есть разве что только одно исключение – евреи. Они мне всю теорию портят!»

Что ж, ничего не поделаешь, но мы в эту теорию и в самом деле не вписываемся – ведь, по Гумилеву, мы давно должны были пройти и через пассионарный толчок, коим можно условно считать Исход из Египта, и через пик расцвета и влияния, который можно соотнести с построением могущественного еврейского государства времён царя Соломона, и ещё две с половиной тысячи лет назад сойти с арены мировой истории – как раз во времена Вавилонского изгнания.

Но нет – вместо нашего исчезновения последовал новый пик расцвета, восстановление еврейской государственности и возведение Второго Храма в Иерусалиме. А вслед за этим – новый «спад»: потеря государственности, разрушение Храма и очередное изгнание со своей земли. Казалось, за две тысячи лет гонений евреи на этот раз уж точно должны были кануть в небытие, но мы видим за прошедший век невероятный по масштабам новый всплеск еврейской пассионарной активности, который привёл к возрождению Государства Израиль и лидерству евреев в мировой науке, культуре и бизнесе.

А вспомнил я о той лекции Гумилёва, потому что в эту субботу евреи во всех синагогах мира будут читать библейскую главу «Ваеце», в которой как раз и раскрывается, почему евреи «портят» всю теорию Гумилева.

Как известно, главная линия этого отрывка – знаменитый, до сих пор будоражащий воображение многих художников, писателей и философов сон нашего праотца Яакова о «небесной лестнице». «Вышел Яаков из Беэр-Шевы и отправился в Харан. И наткнулся он на некое место, где заночевал, ибо зашло солнце. Набрал он камней, что были там, и положил себе в изголовье. И видел он сон: лестницу, стоящую на земле, вершина которой достигает неба. И вот ангелы восходят и нисходят по ней», – так описывает Пятикнижие этот сон. А голос божий возгласил: «Земля, на которой лежишь ты, отдана тебе и твоему потомству. Распространишься ты за запад и на восток, на север и на юг. И станешь ты и твоё потомство благословением для всех племён земли. И прибуду Я с тобою и защищу тебя, куда бы ты ни шёл. И верну Я тебя обратно в эту землю. И не оставлю Я тебя, пока не исполню того, что обещал».

Психологическая подоплека сна понятна: Яаков боится – ведь он бежит, спасаясь от гнева своего брата Эйсава. Причем бежит в незнакомую страну – к дальним родственникам, которых он, в сущности, совершенно не знает. И ему абсолютно неведомо, что его там ждет и вернется ли он когда-нибудь домой.

Думаю, любой бы на его месте боялся. И сон, отвечая на эти его страхи, призван успокоить Яакова и внушить ему уверенность в себе: сам Творец обещает, что защитит его, куда бы он ни пошёл, и вернёт его обратно. Казалось бы, для успокоения вполне достаточно. Для чего же нужна тогда лестница от земли до неба, спускающиеся и поднимающиеся по ней ангелы и прочий антураж? Что должен был понять Яаков из этих образов?

И вчитываясь в эти строки, неожиданно понимаешь, что сон этот не только о Яакове. Он адресован и нам – его прямым потомкам. Там, в Харане – на территории современного Ливана – Яакову предстоит дать начало евреям как народу, или, по Гумилеву, этносу. А говоря словами великого еврейского философа и раввина Шимшона Рафаэля Гирша, если Авраам был корнем еврейского народа, а Ицхак – частью дерева от корня до ствола, то Яаков и есть сам ствол, от которого пойдут мощные ветви – двенадцать колен Израиля.

Каббалисты же объясняют, что вся Земля Израиля сжалась в тот момент в пространстве и уместилась как раз под его заснувшей головой – и так в просто смысле этих слов была отдана Яакову и его потомству. И это слово «потомство» призвано подчеркнуть, что речь тут не только о Яакове, но и обо всех тех, кто станет его продолжением на протяжении тысячелетий.

Потому многие комментаторы Пятикнижия усматривают в видении этой лестницы весь дальнейший ход мировой истории: поднимающиеся и нисходящие по лестнице ангелы – это ангелы-покровители различных народов, которым будет суждено то взбираться, то спускаться по этой лестнице, чтобы затем исчезать в исторической дымке в полном соответствии с теорией Льва Николаевича Гумилева.

Но в том-то и дело, что у Яакова и народа, который произойдет от него, нет своего ангела-покровителя – его курирует, так сказать, сам Творец. Напрямую и лично. И правила этой лестницы на Яакова и его потомков не распространяются. «Защищу Я тебя, куда бы ты ни шёл», – говорит ему Всевышний в том смысле, что ты – вне любых теорий, где бы ни оказался, и на тебя не распространяются никакие прогнозы. Сами Небеса будут хранить тебя и раз за разом возвращать в эту обещанную прежде Аврааму и Ицхаку, а теперь отданную Яакову землю!

Любопытно, что весь дальнейший сюжет обсуждаемой главы «Ваеце», в сущности, являет нам в миниатюре всю будущую историю еврейского народа. Подобно Яакову, бежавшему из родного дома от ненавидящего его брата и работавшему на неведомого «дядюшку», превращая своим умом и трудолюбием его из скромного фермера в богача, нам не раз придётся покидать нашу родину, спасаясь от преследователей, и работать на другие народы и страны, обогащая их материальную и духовную культуру. Так и сбылось предначертанное в процитированном выше отрывке: «И станешь ты и твоё потомство благословением для всех племён земли».

И подобно Яакову, получившему лживый навет от человека, которого он обогатил, нам, его потомкам, на протяжении всей нашей истории не раз будут бросать ложные обвинения народы, которые мы обогатили. И мы знаем по истории жизни Яакова, что на самом деле значат такие моменты в нашей судьбе – настала пора возвращаться домой, в родную землю.

И вот теперь мы снова на своей земле, право на которую у нас вновь пытаются оспорить. И в этой войне, которую мы сейчас ведём с бесчестным и бесчеловечным врагом, мы полагаемся на всё те же сказанные в ночном видении Яакову слова: «Я с тобою!» И это куда более мощная и надежная защита, чем все заверения в поддержке со стороны американского или какого-либо другого дядюшки. Так мы мыслили во все времена. Так мы должны мыслить и сегодня.

{* *}