В Будапеште поют кровавые наветы

21.10.2013

Знаменитое Тисаэсларское дело — печально известный случай кровавого навета против евреев Венгрии — легло в основу сюжета оперы, написанной венгерским композитором Иваном Фишером.

Тисаэсларское дело часто называют «венгерским делом Бейлиса», хотя произошло оно на 30 лет раньше — в 1883 году. 15 евреев из городка Тисаэслар были обвинены в ритуальном убийстве девочки-христианки Эстер Шоймоши и в течение полутора лет находились в тюрьме, так же как единственный свидетель обвинения, 14-летний еврейский мальчик (сын одного из обвиняемых), которого удерживали в изоляции от семьи и адвокатов. Дело было прекращено после того, как с материалами следствия наконец смогли ознакомиться некоррумпированные судмедэксперты, не нашедшие на теле жертвы следов ритуального убийства.

Один из лучших дирижеров современности, Иван Фишер, 25 лет вынашивавший идею своей первой оперы по мотивам Тисаэсларского дела, закончил ее именно сейчас — когда история 130-летней давности внезапно снова стала предметом общественной дискуссии, после того как венгерские националисты превратили могилу Эстер Шоймоши в место паломничества. Премьера оперы, получившей название «Рыжая телица», состоялась 14 октября в Будапеште.

Опера, посвященная событиям 130-летней давности, кажется особенно актуальной сегодня, когда правонациалистические силы обретают всю большую популярность по всей Европе, в том числе в Венгрии, где радикальная партия «Йоббик» контролирует 20 процентов мест в парламенте.

Иван Фишер использовал в партитуре самые разнородные музыкальные стили — от Моцарта до цыганских напевов и от клезмера до рэпа. В сценографии также использованы неожиданные и могущие показаться вызывающими приемами: изготовленная из папье-маше красная корова топчет крестьянскую девушку Эстер, а простонародная толпа, пляшущая чардаш, неожиданно превращается в ожесточенных футбольных фанатов, дующих в вувузелы и требующих расправиться с евреями.

«Около двух лет назад я пришел к убеждению, что обязательно должен написать эту оперу, замысел которой впервые пришел ко мне еще в 80-х годах, — признался Фишер в интервью The New York Times. — Высокое искусство не должно интересоваться злободневными политическими новостями, но, с другой стороны, оно должно проникать в суть событий и видеть исторические параллели».

Националистические настроения, подпитываемые тяжелым кризисом, в котором оказалась венгерская экономика, особенно усилились в последние годы. Правительство Виктора Орбана, стремящееся остаться у власти, активно не выступает против правого национализма и антисемитизма. В прошлом году переживший Холокост венгерский писатель, нобелевский лауреат Имре Кертес сравнил премьер-министра Орбана с Крысоловом из средневековой легенды, уводящим свой народ в болото национализма, а знаменитый пианист Андраш Шифф заявил, что до тех пор, пока у власти в Венгрии находится нынешнее правительство, нога его не ступит на родную землю.

Однако Иван Фишер, который тоже является евреем, в своих оценках действующего венгерского правительства не столь радикален.

В прошлом году депутат парламента от «Йоббика» выступил с инициативой пересмотреть Тисаэслаэсларское дело, по итогам которого евреи были оправданы.

Правительство осудило тогда поступок депутата и заявило, что его партия находится в изоляции.

Между тем Виктор Орбан заявил в начале этого месяца, что венгры несут долю ответственности за Холокост. В будущем году правительство планирует масштабно отметить печальную дату: 70-летие начала депортаций венгерских евреев в нацистские лагеря смерти.

Роберт Берг