Top.Mail.Ru

Синагога на ножах

10.07.2019

Краков остался без «синагоги Ицхака». Самый активный еврейский центр древней польской столицы закрыли «на продолжительную реконструкцию». Неожиданному ремонту предшествовали выдворение из здания общины и установка на входе охраны в балаклавах, всем своим видом показывающей – посетителей в синагоге встретят во всеоружии.

Синагога Ицхака была построена в середине XVII века на пожертвование королевского банкира Ицхака Якубовича и некогда считалась самым богатым еврейским молельным домом Кракова. Судьба синагоги повторяла судьбу еврейской общины – были в ней и дни процветания, и дни страшных трагедий. Последний погром случился в 1939 году – ценности были расхищены нацистами, святыни сожжены, сама синагога превращена в склад, затем в церковь, а после – в художественную мастерскую.

Евреям молитвенный дом вернули только в 1989 году. Как и другие синагоги города, «шул Ицхака», как называют эту синагогу на идише, был передан в собственность «Еврейской религиозной общины в Кракове» (ЕРОК). Здание было реконструировано и в 2008 году сдано в аренду общине любавических хасидов (ХАБАД) сроком на 10 лет.

1 июля этого года ЕРОК неожиданно перекрыла доступ в синагогу, установив дополнительные замки на ворота и выставив у входа охрану. Пришедшим помолиться не позволили войти. Охрана также не дала представителям обитавшей там общины вынести из здания свои вещи. На пресс-конференции руководство ЕРОК заявило, что синагога требует срочной реставрации. По словам Хелены Якубович, представлявшей ЕРОК, ремонт продлится несколько лет, но даже после его завершения здание не будет возвращено прежней общине. «Это будет синагога для всех, а не только для ХАБАД», – говорит г-жа Якубович.

Как следствие, всю неделю польские газеты публиковали статьи под заголовками, свести которые можно к одному: «Почему евреи не пускают евреев в синагогу». Фотографии к статьям говорили сами за себя: у закрытых ворот толпились верующие в молитвенных одеяниях, но вход в здание преграждали крупные и накачанные мужчины в масках. А в прошлый четверг фотокорреспонденты запечатлели попытку прорыва: главный раввин Польши Михаэль Шудрих, не относящийся, кстати, к движению ХАБАД, попробовал перелезть через забор синагоги. Двухметровую преграду раввин преодолел, но тут же был задержан полицией.

Суть своих претензий ЕРОК разъяснила в официальном заявлении, в котором изгнание общины ХАБАД объяснялось не только необходимостью срочной реставрации, но и другими причинами. К примеру, ЕРОК обвиняет общину в порче здания, нарушении его исторического облика, неоплате счетов за электричество. А также, как выяснилось в ходе пресс-конференции, в использовании синагоги в коммерческих целях: там продавались кошерные продукты. Впрочем, как и почти во всех остальных синагогах мира.

Позже ЕРОК добавила новую версию – раввин общины ХАБАД якобы дискриминировал верующих: мол, три года назад отказался пустить кого-то в синагогу на молитву в Судный день, но кого именно и по каким причинам, представители ЕРОК так и не уточнили. Насильственное же выселение они объяснили тем, что община ХАБАД отказалась подчиняться решению о непродлении аренды.

В свою очередь, представители общины ХАБАД заявили, что договор об аренде синагоги был автоматически продлен до 2028 года, а насильственное выдворение из здания является незаконным.

В поддержку общины ХАБАД выступили ряд израильских, американских и европейских раввинов, а Михаэль Шудрих написал в адрес ЕРОК открытое обращение, в котором отметил, что организация унаследовала довоенную собственность еврейской общины и, таким образом, «взяла на себя ответственность и обязанность использовать ее для ведения еврейской жизни в Кракове», а не «пользоваться этой собственностью для личного обогащения, заботясь только о росте прибыли».

Открытое письмо Шудриха указало на финансовую подоплеку ситуации вокруг синагоги. ЕРОК унаследовала сразу несколько бывших синагог Кракова, но часть из них не используется по назначению и по сей день. Эти здания, согласно данным Шудриха, сдаются в аренду третьим лицам и организациям. А в одном из них, по данным JTA, даже располагается бар, что уже не раз вызывало вопросы у еврейских активистов. В ЕРОК, впрочем, не видят проблемы в работе бара в помещении синагоги, однако на этом фоне странно выглядит их возмущение работой кошерного магазина при синагоге.

Впрочем, проблема вокруг «синагоги Ицхака» может заключаться не только в деньгах, предполагает колумнист американского еврейского издания JTA Хнан Лифшиц. По его мнению, ЕРОК беспокоит рост влияния общины ХАБАД в Кракове, которая становится всё более многочисленной. Такие конфликты, как отмечает Лифшиц, происходили в последние годы во многих европейских городах и в большинстве случаев закончились примирением. В Кракове же этот конфликт пока еще не преодолен.

Примечательно, что свою поддержку изгнанной общине выразил и президент Совета раввинов Европы Пинхас Гольдшмидт, который и сам, если верить Лифшицу, имел в давнем прошлом определенные разночтения с движением ХАБАД, которые потом были преодолены. «Синагога – это сердце любой еврейской общины. И ее использование в качестве оружия в спорах – это удар для всех евреев. Охранники в масках, стоящие перед синагогой и не пускающие людей на молитву – это образы другой эпохи, – напомнил Гольдшмидт. – Мы призываем все стороны конфликта последовать призыву главного раввина Польши Михаэля Шудриха и выполнить основную обязанность: открыть двери синагоги и позволить евреям молиться».

Однако ЕРОК остаётся нечувствительной к призывам мирового еврейства. Община ХАБАДа намерена опротестовать решение ЕРОК в суде. Пока же единственная синагога Кракова, в которой трижды в день проходили молитвы, закрыта на неизвестный срок.

{* *}