Top.Mail.Ru

Клод Лелюш прятался от нацистов в кино

11.01.2006

Клод Лелюш прятался от нацистов в киноВ новой книге всемирно известный французский кинорежиссер Клод Лелюш рассказывает о своей 50-летней карьере в кинематографе, которую начал шестнадцатилетним юношей. Он обращается к воспоминаниям из детства, которое прошло в оккупированной нацистами Франции.

«Кино в моей жизни является вездесущим, оно управляет моими побуждениями, моими мыслями и моим прошлым, — пишет Лелюш. — Оно для меня — как кислород в крови».

Все, что делает режиссер, когда-нибудь становится фильмом. Кинематограф — это его жизнь, а его жизнь — это его кинематограф. В книге, написанной в виде интервью и изобилующей многочисленными эпизодами из жизни и иллюстрациями, мастер впервые пытается охватит весь пройденный им творческий путь. Авторы книги, Ив Алион и Жан Олл-Лапрюн, беседуют с режиссером о его фильмах, об успехах и неудачах, о детских воспоминаниях, о Б-ге…

Во время Второй мировой семья Лелюша покинула Париж и переехала на юг страны. А уже через неделю столицу Франции оккупировали немцы. «У моего отца был магазин, он был торговцем. Но при этом обладал крайне проницательным умом и предполагал, что евреев будут уничтожать, — рассказывал Лелюш в интервью французскому журналу “Tribune Juive”. — И потому при каждом стуке в дверь я прятался в буфете, а под ремнем всегда хранил список телефонных номеров на случай крайней необходимости. Даже сегодня я ощущаю психологические рубцы, оставленные в дни постоянного страха».

Чтобы спрятать маленького Клода от нацистов, мать отвела его к знакомой, работавшей билетершей в кинотеатре. «Я все время проводил в кино и страстно увлекся им, — вспоминает Лелюш. — Кино оказалось лучшим способ уйти от варварства к цивилизаци. Оно рассказало мне о мире. Оно заставило меня полюбить жизнь. Оно стало для меня отцом и матерью в одном лице».

Война сильно повлияла и на особенности творчества Лелюша. «Эта тема доминировала в моем детстве, и поэтому для меня особенно важно исследовать ее в своих фильмах», — объясняет он. Дети, спасающиеся от нацистов в «Болеро» («Les uns et les autres») и «Отверженных», им отнюдь не выдуманы. «Во время войны немецкий офицер потребовал, чтобы я снял штаны. Я сказал ему, что обрезан потому, что мочился в сторону. И прочитал ему католическую молитву, что и спасло мне жизнь», — рассказывает он.

Лелюш родился в 1937 году в Париже в семье еврейских выходцев из Алжира. Отец соблюдал все законы и традиции иудаизма, а мать, будучи обращенной в иудаизм нееврейкой, больше тяготела к христианской культуре. «Мои родители много спорили из-за этого, — вспоминает Лелюш. — А поскольку рос среди противоречий, то вопросы собственного еврейства и веры представлялись мне крайне запутанными».

Еврей у Лелюша всегда странствует. «Он нигде не чувствует себя дома. Он — странник, который все время настороже. Ему некогда быть счастливым. Он постоянно борется с подозрениями и сомнениями, — говорит кинорежиссер. — Сегодня я верю в Б-га. Моя вера проснулась во мне, когда я снимал фильм в Израиле. Находясь там, невозможно не верить в Б-га. Все, что происходит, — к лучшему. Иногда я чувствую, что вдохновение нисходит на меня с небес. Думаю, быть евреем — это прекрасно».

Среди работ Клода Лелюша — такие фильмы, как «Мужчина и женщина», «Жизнь, любовь и смерть», «Брак» и другие.
 

Йорам Шпыркин

{* *}