Top.Mail.Ru

Канны увидели израильские «Псалмы»

22.05.2007

В рамках проходящего в эти дни 60-го Международного Каннского кинофестиваля в минувшее воскресенье сотоялась премьера фильма «Техилим» — совместной работы французских и израильских кинематографистов. В центре сюжета — семейная драма, разворачивающаяся в Иерусалиме на фоне палестино-израильского конфликта. Режиссер фильма — израильтянин французского происхождения Рафаэль Наджари.

«Техилим» (в переводе с иврита «Псалмы») — это история о том, как еврейская семья из Иерусалима переживает трагедию — внезапное исчезновение отца. Несмотря на то, что прямого отражения палестино-израильский конфликт в фильме Наджари не получил, сам режиссер, тем не менее, признает существование политических параллелей и говорит, что семья может легко рассматриваться как метафора влияния ближневосточного конфликта на будничную жизнь в регионе. «В Иерусалиме хватает страданий и боли, — говорит он. — Но несмотря на присутствие в фильме определенного символизма, я не могу давать своей работой глобальные ответы. Мы не собирались представлять политический взгляд на мир».

Роль матери в фильме исполняет израильская актриса Лимор Гольдштейн. Муж ее героини внезапно исчезает после незначительной аварии на дороге. По словам актрисы, в этой ситуации сложно избежать параллелей с ощущениями утраты, которые испытывают семьи, пострадавшие в результате палестино-израильского конфликта. «Самое страшное — это неизвестность, — призналась актриса на пресс-конференции в Каннах. — Мы до сих пор не знаем, живы или нет трое находящихся в плену израильских солдат. И это очень схожие ощущения. Иногда лучше знать, что случилось».

Каждый из героев — мать Альма и ее двое сыновей — полагает, что знает, что случилось с отцом. И каждая сцена в фильме по-новому возвращает нас к вопросу о том, что же могло случиться с отцом. Устал ли он от семейной жизни и, воспользовавшись аварией решил уйти? Или же стряслось что-то более серьезное? А может, его вообще похитили?..

«Техилим» — уже пятый фильм Наджари. Совместный франко-израильский проект оказался низкобюджетным, а в некоторых сценах в фильме даже были задействованы непрофессиональные актеры.

В этом году сразу несколько израильских фильмов принимают участие в конкурсной программе 60-го Каннского кинофестиваля, который проходит на средиземноморском побережье Франции с 16 по 27 мая. В основном конкурсе Израиль представлен работой Наджари. В фестивальной программе «Золотая камера», обладателем главной премии которой уже становилась в 2004 году израильский режиссер Керен Иехуда с ее фильмом «Ор», на сей раз примет участие новый израильский фильм — «Приезд оркестра» Эрана Колирина. Лента, в которой снялись Сасон Габай и Ронит Элькабец, рассказывает о приезде в Израиль в конце 90-х годов оркестра египетской полиции для выступления на открытии Центра мира. В результате череды случайностей музыканты оказываются ночью в маленькой деревушке посреди пустыни.

Завсегдатай Каннского фестиваля Амос Гитай и его коллега Элия Сулейман из Нацерета представляют свои новые работы в фестивальной программе короткометражных фильмов, где принимают участие ленты еще 25-ти режиссеров, в том числе Вима Вендерса и Клода Лелюша.

В специальной конкурсной программе «Ателье кинофонда» для студенческого кино на этой неделе будут показаны израильские фильмы «Ваша младшая дочь Рахель» Эфрат Корем и «Тропы» Хагара Бен-Ашера.

Йорам Шпыркин

{* *}