Top.Mail.Ru

Мальта: остров неволи

07.04.2003

Каждое государство и район, о которых мы тут пишем, интересны нам с точки зрения наличия и истории в нем евреев. Это – отнюдь не презрение или отсутствие интереса к другим достойным народам мира. Просто – наша рубрика называется «Евреи на карте мира».А так как островное государство Мальта (5 островов, из них главные сама Мальта и Гоцо) на карте мира существует, посмотрим на него с еврейской точки зрения.

То, что евреи там жили издавна, подтверждает изображение меноры в одной из катакомб римского периода. Как и положено средиземноморской территории, Мальта принадлежала римлянам. Точнее: и римлянам. Были здесь и финикийские поселения, где без евреев обойтись не могло. Захватывали Мальту и арабы, что в тот период отнюдь не противоречило существованию и даже процветанию на ней еврейской общины. Арабов сменило Сицилийское королевство, а с начала XIV века пришла испанская Арагонская династия. Даже это не лишило Мальту евреев. Конечно, в 1492 году евреев с острова изгнали: согласитесь, как-то неудобно, даже невежливо было бы их оставлять, когда из всех других испанских владений их попросили (довольно грубо и настойчиво). И покинули Мальту все 500 евреев. Тоже мне количество, скажет читатель. Хмельницкий в одной Балте перебил куда больше! Правильно, хотя и 500 человек жалко. Перебрались они в Италию. Но не тем нам остров интересен…

Так что, когда рыцарский остров Иоаннитов в 1530 году принял управление островом в свои руки, евреев на Мальте и Гоцо не было. К удовольствию защитников католической веры. А потом евреи стали прибывать. И иной раз – в весьма значительных количествах. В цепях.

Дело в том, что среди других богоугодных дел иоанниты пиратствовали на море. Тоже работа: кто тогда этим не занимался? По высокой идее они грабить должны были только бусурманские суда, по-современному: мусульманские. Злые языки хронистов и путешественников, правда, утверждают, что и от христианского судна не отказывались – дело больно уж выгодное. Беда была в другом: и на тех, и на других судах часто бывали евреи. И эта добыча считалась выгодной и полезной. Не скажу. Что делали с захваченными христианами, выкуп брали, наверное, как налог в пользу борьбы с нечестивыми. Мусульман делили: богатых и знатных – в цепи, где и сидели бедняги. Пока выкуп не доставляли. Если были любящие друзья и родственники. Бедных продавали в рабство.

За всех евреев полагался выкуп. И он приходил. В те времена, когда отправишься из дому в путешествие, а угодишь в плен, как в Чечне, путешественники полагались на Б-га. А евреи еще и на свою сплоченность. Поскольку выкуп попавших в полон соплеменников считался благочестивым и обязательным делом во всех еврейских общинах, где бы они не находились.

Занимались этим общества, называвшиеся «Пидйон-швуим» – буквально: «Выкуп пленных».

Деятельных иоаннитов обслуживали (если так можно выразиться) еврейские общины Италии, особенно – Венеции. И налажено было все словно почти в нашем веке: захватили, скажем, алжирское судно, пересчитали пленных и сразу в Венецию список-прейскурант.

Длилось это довольно долго – чуть ли не до конца цивилизованного XVIII века. И уже со второй половины века XVII на Мальте был представитель венецианских евреев, христианин, конечно, пребывание которого тщательно обговаривалось с отцами- правителями ордена иоаннитов. Хорошая работа, и статус официальный. Вроде представителя по правам человека. И человек старался: обговаривал условия содержания, чтоб зря людей не мучить, хоть и некрещеных: все равно выкуп придет аккуратнейшим образом. Он и синагогу открыл, и кладбище основал для тех, кто не дождался. Вот и получается, что при всей неприятности пребывания в неволе, облегчить ее возможно.

А теперь вам ясно откуда взялся взгляд, что евреи везде устроиться сумеют?...
{* *}