Top.Mail.Ru

Махарал вернулся в Прагу без Голема

25.09.2008

На минувшей неделе в Праге открылся Институт изучения Талмуда, получивший имя легендарного еврейского ученого XVI века раввина Иехуды Ливы бен Бецалела, более известного как Махарал. На торжественную церемонию прибыли главный ашкеназский раввин Израиля Йона Мецгер и раввины ряда европейских стран.

«Институт имени Махарала призван познакомить публику, как евреев, так и неевреев, с работами и идеями великого мыслителя Ливы бен Бецалела», — сказал раввин Манис Бараш, посланник ХАБАДа в Праге, на открытии нового учебного заведения.

По словам председателя еврейской общины Праги Томаса Желинека, Институт изучения Талмуда планирует подготовить десять раввинов, приехавших в Чехию из Израиля и Бразилии, чтобы освоить Талмуд, еврейский закон, этику, и мистицизм.

Институт имени Махарала — первое талмудическое учебное заведение, появившееся в Праге после трехсотлетнего перерыва.

В будущем году в Пражском Граде пройдет памятная церемония в честь 400-летней годовщины со дня смерти Иехуды Ливы бен Бецалела.

Махарал из Праги родился в 1512 году в польском городе Познань в семье выходцев из Вормса, давшей множество известных талмудистов. После учебы в иешиве, с 1553 по 1573 годы Иехуда был окружным раввином Моравии, а затем переехал в Прагу. Здесь он основал иешиву, пользовавшуюся огромной известностью, и общество по изучению Мишны. В Праге он жил до 1592 года. К этому же периоду относится его знакомство с чешским королем и императором Священной Римской империи Рудольфом Вторым (к этому знакомству мы еще вернемся). С 1597 года и до конца жизни Махарал был главным раввином Праги. Он умер в 1609 году и похоронен на пражском кладбище. Могила его хорошо известна. По сей день она является местом поклонения, причем не только евреев.

Следует сказать, что деятельность Махарала оказала огромное влияние на развитие еврейской этики и философии. Самые известные его сочинения — «Нетивот олам» («Тропы мира»), «Тиферет Исраэль» («Слава Израиля») и «Нецах Исраэль» («Вечность Израиля») не утратили своей актуальности и по сей день. Его взгляды в значительной мере повлияли на становление философии ХАБАДа — движения любавичских хасидов.

Помимо религиозных трудов рабби Иехуда Лива бен Бецалел написал целый ряд трудов по светским наукам — астрономии, алхимии, медицине и особенно — математике, в которой он считался признанным авторитетом. Вообще следует отметить, что Махарал входил в блестящую плеяду тогдашних европейских ученых, его ближайшим другом был знаменитый датский астроном и астролог Тихо Браге.

Слава, пережившая раввина Иехуду почти на четыреста лет, и навечно включившая его в контекст мировой культуры, пришла из мифического эпизода его жизни, придав Махаралу (или, вернее, его таинственному искусству) мистический подтекст: алхимик создал Голема.

Голем, согласно еврейскому фольклору, — существо из глины, сотворенное человеком для выполнения различных поручений. Голем не имеет души, его создают с помощью особых заклинаний, он слепо выполняет распоряжения своего создателя. Любопытная деталь: все големы лишены дара речи. Считается, что вместе со способностью говорить у создания появляется душа, а это уже может быть опасно для окружающих, поскольку человек, насколько бы он ни был свят, все таки не Господь Б-г, и его творение далеко от совершенства.

Согласно преданию, чтобы оживить голема, необходимо после всех таинственных манипуляций начертать на его лбу слово «эмет» (истина). Чтобы умертвить его, а точнее, обратить в прах, из которого он создан, необходимо в слове «эмет», начертанном на его лбу при сотворении, стереть первую букву. И тогда на лбу существа останется слово «мет» — смерть, после чего голем рассыпется и превратится в сухую красную глину. Хозяин должен очень внимательно следить за ростом голема, иначе может настать день, когда создатель не дотянется до его лба. Тогда голем, почувствовав собственную силу, может выйти из подчинения, а это уже опасно.

До нашего времени сохранилось множество легенд, рассказывающих о выдающихся средневековых раввинах, имевших в прислужниках големов. Как гласит предание, Махарал создал Голема для того, чтобы тот оберегал покой жителей еврейского квартала от антисемитских погромов, начавшихся после выхода правительственного указа об изгнании пражских евреев. Судя по всему, для создания Голема Махарал использовал глину с берега Влтавы. Раввин не уследил за своим слугой, и через некоторое время тот вышел из подчинения и напал на собственного создателя и нескольких евреев. Увидев силу и жестокость существа, император согласился отменить антисемитский указ, повлекший столь серьезные последствия, в обмен на уничтожение Голема.

Махарал согласился на это предложение, и стер первую букву надписи на лбу создания, обратив его в прах. По некоторым источникам, Махарал спрятал останки Голема в хранилище древних свитков в пражской Староновой синагоге, откуда потом они были украдены и захоронены на кладбище в Жижкове (пригород Праги). Сейчас на этом самом месте стоит величественная Жижковская башня. Поговаривают даже, что во время Второй мировой войны нацистские спецслужбы искали останки Голема на чердаке башни, но поиски успехом не увенчались, а непосредственные исполнители этого задания бесследно исчезли.

До сих пор имя великого раввина окутано мистикой. Вера в его сверхъестественные способности не ослабевает с течением времени, и сегодня к могиле Махарала стекаются паломники со всего мира. В соответствии с древним еврейским обычаем, люди записывают свои желания на бумажке и вкладывают ее в трещины надгробия в надежде обрести загаданное, и некоторые утверждают, что Махарал не оставляет их прошения без внимания.

Роберт Берг

{* *}