Польше напомнили об антисемитизме

01.02.2011

В феврале на прилавках польских книжных магазинов появится книга американского историка польско-еврейского происхождения Яна Томаша Гросса «Золотой урожай». Книга посвящена тому, как в поисках золота и драгоценностей польские мародеры раскапывали еврейские массовые захоронения рядом с Треблинкой. Новость о выходе книги вызвала в Польше широкий общественный резонанс. Ян Томаш Гросс не впервые оказывается в центре громкого скандала: в своей предыдущей книге он рассказал об уничтожении евреев поляками в местечке Едвабне в 1941 году.

В польское издательство ZNAK, которое выпускает книгу Гросса, пришли сотни возмущенных писем. По словам сотрудников издательства, большая часть писем содержит антисемитские ругательства как в адрес писателя, так и в адрес издательства. Некоторые возмущенные читатели утверждают, что, опубликовав «Золотой урожай», издательство ZNAK, опорочит весь польский народ. «Так утверждают те, кто не читал книгу и не имеют ни малейшего представления о ее содержании, — заявил главный редактор издательства ZNAK Ежи Иллг израильской газете Haaretz. — Мы не знаем, кто стоит за этой кампанией, но можем сказать наверняка, что на наше решение издавать Гросса она не повлияет».

Сам Ян Томаш Гросс не принимает обвинения в свой адрес и приводит в качестве доказательства своей правоты фотографию, опубликованную на первых страницах «Золотого урожая». На первый взгляд может показаться, что на ней запечатлены обычные крестьяне, которые, отложив свои лопаты, отдыхают после сбора урожая. Однако, если приглядеться, на снимке можно разглядеть разбросанные кости и черепа. «Это мародеры, — говорит писатель. — Они вскрывают могилы, в которых захоронены убитые в Треблинке евреи, в надежде отыскать золото и драгоценности, которые нацисты могли не заметить во время осмотра трупов».

Ян Томаш Гросс родился в Варшаве в 1947 году. Его мать, полька Ханна Шуманская, во время войны была членом Польского сопротивления, а отец, Зигмунт Гросс, еврей, состоял в Польской социалистической партии. Рискуя собственной жизнью, Ханна во время оккупации скрывала Зигмунта от нацистов. Сразу после окончания войны Ханна и Зигмунт поженились.

После школы Ян Томаш поступил на физико-математический факультет Варшавского университета. Состоял в оппозиционной студенческой организации Komandosi, принимал активное участие в антиправительственных митингах и акциях протеста во время политического кризиса 1968 года, за что был исключен из университета и приговорен к пяти месяцам лишения свободы. В 1969 году он с родителями эмигрировал в США. В 1975 году Гросс получил степень доктора социологии Йельского университета. Вскоре он получил американское гражданство и в настоящее время преподает в Принстоне.

В 1996 году Гросс был удостоен Ордена Заслуг перед Республикой Польша. Орденом награждаются иностранные граждане и лица польского происхождения, проживающие за рубежом, которые своей деятельностью внесли выдающийся вклад в дело международного сотрудничества и развития связей Республики Польша с другими государствами и нациями.

Гросс уже не впервые шокирует Польшу своими книгами. В 2001 году вышла его монография «Соседи: История уничтожения еврейского местечка». В этой книге Гросс рассказал о массовом убийстве евреев небольшого городке Едвабне под Белостоком. 10 июля 1941 года большая часть еврейского населения Едвабне была согнана в большой сарай и заживо сожжена там своими соседями-поляками. Американский политолог Норман Финкельштейн обвинил Гросса в эксплуатации темы Холокоста, а британский историк Дэвид Норман заявил, что эта книга «в высшей степени несправедлива по отношению к полякам». Комиссия по расследованию преступлений против польского народа подтвердила, что резня в Едвабне действительно имела место, однако данные о числе погибших и вообще детали злодеяния сильно разнятся у разных исследователей.

В 2006 году в США вышла книга Гросса «Страх», посвященная польскому антисемитизму послевоенного периода. Спустя два года ее опубликовали и в Польше. Книга вызвала широкую общественную дискуссию на тему антисемитизма. «Насилие против евреев в послевоенной Польше представляет собой обычную уголовщину, а не антисемитизм, исходивший от государства», — заявил тогда один из лидеров Восстания в Варшавском гетто Марек Эдельман.

Соня Бакулина