Top.Mail.Ru

Кола с политическим привкусом

13.06.2003

Наиболее влиятельная из них — «Мекка-кола», ведущая борьбу против израильского сионизма и американского империализма. Ярко-красный лейбл «Мекка-колы» с двойной надписью имеет рыночное значение и стремится имитировать оригинал. Марка имеет даже альтернативный рекламный слоган. Сравните: «Не пейте глупо, пейте вдумчиво!» («Кока-кола») — и «Не встряхивайте меня, встряхивайте ваше сознание!» («Мекка-кола»).

«Идея создания напитка возникла после прошлогоднего конфликта в Дженине, но одного этого для меня было мало, — рассказывает создатель “Мекка-колы” Тавфик Матлути. — Я решил противостоять сионизму и американскому империализму активным образом. Нам удалось “ранить” их в области экономики».

Матлути, человек франко-тунисского происхождения, говорит, что бренд его колы скрывает под собой уникальное политическое значение — компания каждый год дарует 10 процентов от своих доходов Палестине и еще 10 — на другие благотворительные нужды. «Наша главная задача — противодействовать сионизму и империализму, поэтому мы об этом говорим и пишем. Израиля не существует… это — оккупированная Палестина», — утверждает Матлути. Изображение мечети Аль-Акса приветствует читателя на веб-сайте «Мекка-колы» www.mecca-cola.com. Сайт украшают красноречивые образы интифады — начиная от фотографии плачущей девочки, с которой пытается заговорить израильский солдат, и заканчивая изображением дерзкого палестинского парнишки, собирающегося метнуть камень в израильский танк. Просматривая портал, можно наткнуться и на портрет знаменитого Мохаммеда аль-Дуры, убитого 30 сентября 2000 года, или на символ второй интифады.



Матлути, основавший также известную этническую радиостанцию в Париже, считает, что его продукт вызывает интерес во всем мире: «В первую очередь, “Мекка-кола” является продуктом политическим. Более того, это вообще первый продукт, основанный на политических взглядах и заявлениях. Кола сама по себе интереса не представляет. На рынке имеется множество брендов, носящих в своем названии слово “кола”, но, в силу того, что мы пытаемся утвердить “Мекка-колой” политические взгляды, вся пресса мира интересуется именно нами».

Результаты опроса населения, проведенного недавно французским исследовательским центром, отделом известной по всему миру фирмы по изучению общественных отношений «Weber Shandwick», показывают, что лишь каждый третий американец (то есть 35 процентов от общего числа опрошенных) и практически каждый третий англичанин не принимают существования продуктов, представляющих собой политическое послание. В гораздо меньшей степени этого мнения придерживаются жители Франции (20%) и Германии (16%).

Согласно статистике, большинство потребителей, проживающих в упомянутых государствах, утверждают, что готовы сейчас платить деньги за то, во что верят, хотя лет пять назад такого даже еще и не намечалось.

Компания «Кока-кола» опубликовала в прессе серию утверждений, опровергающих ее деятельность на Ближнем Востоке. В данных публикациях, в частности, говорится: «Компанию Кока-кола и ее продукты многие считают американскими. Но “Кока-кола” фактически является международной компанией, деятельность которой охватывает весь мир, а именно — 200 стран. В каждом государстве имеется местная отрасль “Кока-колы”… Она является одной из наиболее многопрофильных организаций мира, действующей через большой спектр экономических, политических и религиозных сфер жизнедеятельности человека. В сфере бизнеса “Кока-кола” никогда не поддерживала интересы индивидуальных государств или политические и религиозные направления… Как и все, мы глубоко обеспокоены ситуацией на Ближнем Востоке. Учитывая местные особенности нашего бизнеса, мы надеемся, что призывы бойкотировать наши продукты, не станут причиной появления недоразумений, вследствие чего потерпят убытки ближневосточная экономика, местный бизнес и пострадают местные жители».



Марина Костылева

{* *}