«Еврей Зюсс» вернулся

22.02.2010

Что бы вы сказали, узнав, что на Берлинском кинофестивале показали модернизированную версию запрещенного после войны антисемитского фильма, пропагандирующего гитлеровский режим? Ленту Оскара Релера «Еврей Зюсс: взлет и падение», посвященную истории создания скандально известной картины времен Третьего рейха, публика на Берлиннале приняла в штыки.

В 1940 году на германские экраны вышел откровенно антисемитский фильм «Еврей Зюсс», поставленный по роману Лиона Фейхтвангера — история жившего в XVIII веке придворного финансиста герцога Вюртембергского, еврея Йозефа Зюсса-Оппенгеймера, казненного после смерти своего покровителя. Для кинематографа нацистской Германии лента имела исключительное значение: в ней сочетались увлекательный сюжет, талантливая актерская игра и мощная антисемитская пропаганда.

Показанный на Берлинском фестивале фильм Оскара Релера рассказал о судьбе Фердинанда Мариана, исполнителя главной роли этого пропагандистского фильма. Нацистские лидеры обратили внимание на актера после выхода картины «Отелло» по трагедии Шекспира и решили, что он как никто другой подойдет на главную роль в их пропагандистской ленте. Релер с сочувствием создает образ своего героя: хотя и карьерист, Мариан не был абсолютно беспринципным человеком. Министр пропаганды Геббельс, умело использовав его актерское тщеславие, уговорил Мариана дать согласие на участие в фильме. Мариан согласился, и это решение фактически разрушило его жизнь. Его жена Анна-Мария, наполовину еврейка, была потрясена поступком мужа; опасаясь стать жертвой антисемитских гонений, она умоляла мужа бежать из Германии. В результате Анна-Мария и близкий друг актера оказываются в концлагерях. Мариан прозревает: он видит, что стал винтиком в механизме бесчеловечного режима. После войны Мариан, получивший за сотрудничество с нацистами запрет на профессию, сводит счеты с жизнью.

Релер использовал реальные факты биографии актера, щедро сдобренные художественным вымыслом. Роль Фердинанда Мариана исполняет Тобиас Моретти. В ленте снялись также Мориц Бляйбтрой, Юстус фон Доханьи и Армин Роде. «Мы хотели рассказать о чувствах героя, а не снимать подробную биографию», — говорит режиссер. По мнению создателей ленты, фильм показывает Третий рейх «под непривычным углом — с точки зрения элиты». В своей картине он использует и еще один рискованный прием: цитирует сцены из оргигинального нацистского фильма (разумеется, с участием уже своих актеров). Однако публика и жюри Берлиннале восприняли его работу чуть ли не в штыки. Картина вошла в список 20 претендентов на «Золотого медведя» за лучший полнометражный фильм, но никаких наград не получила.

 

Артем Лукин