Top.Mail.Ru

Чувство диаспоры

28.08.2003

Interior of the Gorizia synagogue, one of the Jewish heritage sites in Italy that will be open to visitors on the European Day of Jewish Culture. Не утихли они и с началом проведения в Европе ежегодного Дня еврейской культуры.

Несколько лет назад венгерский скульптор Левенте Тари (Levente Thury) потратил несколько месяцев на изучение груды картин, обнаруженных им в хранилище Еврейского музея в Будапеште, где оно покоились в пыли и забвении еще со времен Холокоста. Светский еврей, вдохновленный еврейской легендой о Големе, он решил выставить обнаруженные произведения и даже придумал для выставки название — «Еврейское искусство». Но вскоре это определение показалось ему неудачным, поскольку определить, что же именно делает эти работы «еврейскими», он так и не смог. Пришлось искать иной критерий, в соответствии с которым можно было бы объединить эти работы.

И таким критерием стало чувство диаспоры.

В результате выставка была названа «Диаспора и искусство» ( «Diaspora (and) Art» <.i>) и включила в себя разнообразную коллекцию — более пятисот картин и скульптур, авторами которых были как еврейские, так и нееврейские художники Венгрии (включая тех, кто отвергал, и тех, кто принимал свое еврейское происхождение). Коллекция отличалась и богатством содержания: от еврейских сюжетов (портреты евреев, библейские сцены, ностальгические пейзажи и образы Холокоста) до «нейтральных», нееврейских тем (натюрморты, пейзажи и др.).

«Мы поняли, что на творчество евреев огромное влияние оказала жизнь в диаспоре, но такое мировосприятие можно увидеть и у многих других художников» , — объясняет Тари, и это стало для него одним из ответов на провокационные вопросы, уже давно являющиеся предметами бурных дебатов о понимании сущности еврейского искусства и еврейской культуры. Наиболее яростно бушевали эти споры в еврейских общинных, творческих и интеллектуальных кругах. Теперь эти идеологические баталии стали достоянием общественности, что, в какой-то степени, было вызвано началом ежегодного проведения в Европе Дня еврейской культуры — широкомасштабного праздника, который в этом году намечен на 7 сентября. Впервые он проводился как «День открытых дверей еврейского наследия» ( «Open Doors to Jewish Heritage» ) во французском Эльзасе в 1996-м и к 2000 году стал событием европейского значения. Сейчас он проводится почти в двух десятках стран — от Испании до Скандинавии и от Великобритании до Украины.

А инициатива его проведения принадлежит агентству по развитию туризма французского департамента Нижний Рейн (Bas-Rhin), европейскому отделению «Бней Брит», Европейскому совету еврейских общин и некоторым другим организациям.

К настоящему времени рамках Дня еврейской культуры прошло уже около пятисот мероприятий в 250 городах, в которых ежедневно принимало участие более 175 тысяч человек. Темой «Дня» 2003 года станет «Иудаизм и искусство», этому будет посвящен большой список мероприятий —от экскурсий и специальных выставок до лекций, дегустаций и знакомств с книжными новинками. «Искусство во всем его разнообразии — вот главный виновник торжества, именно ему посвящены все семинары, выставки и круглые столы» , — обещают итальянские организаторы. Надо сказать, работа им предстоит немалая: мероприятия грядущего праздника намечено провести аж в 46 местах Апеннинского полуострова. В числе прочего будут продемонстрированы традиционные формы еврейского творчества строго ритуальной тематики, а также образцы современного изобразительного искусства с более широким смысловым и выразительным содержанием.

35 тысяч евреев Италии составляют национальное меньшинство в этой стране с 60-миллионным населением. В такой ситуации отношение к евреям нередко складывается на основе стереотипов и предрассудков. Поэтому одна из целей культурного дня — знакомство основной массы итальянцев с почти не известной им настоящей жизнью евреев, их бытом, особенностями культуры, историей и наследием.

За последние годы еврейские лидеры, интеллигенты и художники в полной мере осознали значимость еврейского искусства как средства для проявления еврейского личностного начала, а также вовлечения и информирования окружающей массы общества. Но им, как и Левенте Тари, предстоит разрешить для себя вопрос определения еврейского искусства и еврейской культуры в доступной форме. Некоторые евреи по-прежнему отождествляют еврейскую культуру с исключительно религиозными и традиционные учениями, текстами и обычаями, существующими в духовном мире религиозного еврейства или в Израиле. Другие понимают, что еврейская культура включает в себя еще и произведения искусства, музыки, литературы и т.д., созданные евреями, созданные на еврейские темы, созданные для еврейской аудитории. Есть и расширившие это понятие до предела, принимающие почти все созданное евреями, невзирая на тему и предмет творчества, за еврейскую культуру — просто потому, что их авторами были евреи; личность творца для них, по сути, определяет и смысл его творения.

Некоторые комментаторы (например, израильский ученый Стэнли Ватерман) предпочитают говорить, скорее, о «еврейских культурах», а не о «еврейской культуре». «Еврейское искусство — это конвергенция памяти и истории» , — считает израильская писательница Мирьям Сиван (Miriam Sivan), уроженка США.

Основанная в 2001 году Европейская ассоциация еврейской культуры, предоставляющая гранты и выступившая спонсором недавно прошедшего семинара в Праге, решила использовать более широкое толкование еврейского искусства. Едва возникнув, ассоциация присудила премии нескольким десяткам художников, скульпторов, драматургов, актеров, режиссеров и других творческих личностей, чьи работы «отражают еврейский опыт в Европе». Задача ассоциации — «укрепление еврейской жизни, поощрение и поддержка творческой активности и достижений для того, чтобы сделать еврейскую культуру доступной в Европе» . Через культуру и искусство мир знакомится с иудаизмом, что на сегодняшний день крайне важно, поскольку поощрение развития культурного богатства становится одним из ключевых направлений политики многих европейских институтов.

«Силы, движущие еврейским творчеством, знакомят мир с национальным сознанием, помогают понять, что значит быть евреем, и служат средством для разрешения этических и политических проблем сегодняшнего дня» , — говорит директор ассоциации Лена Стэнли-Клэмп (Lena Stanley-Clamp).

Елена Ольшанская

{* *}