Концлагеря как элементы дизайна

23.12.2011

Известные бельгийские дизайнеры Йоб Смеетс и Нянке Тайнагел предложили установить в Амстердаме весьма спорное сооружение — ворота, напоминающие те, что стояли на входе в нацистский лагерь смерти Бухенвальд. Творческий дуэт представил свой проект широкой публике после того, как нидерландский музей признал их работы, посвященные памяти Холокоста, неуместными.

Своими планами Смеетс и Тайнагел поделились в начале декабря в эфире голландского ТВ. По их словам, ворота были спроектированы по просьбе одного нидерландского коллекционера, имя которого они назвать не могут. На них будет высечено изречение, считавшееся девизом лагеря смерти Бухенвальд — Jedem das Seine, что в переводе с немецкого означает: «каждому — свое».

Кроме того, антверпенские дизайнеры, творчество которых New York Times называет «новым словом в экспрессионизме», разработали сервиз, мотивом к созданию которого стали братские могилы времен Второй мировой войны. Заказчик творения — все тот же коллекционер из Нидерландов. Среди других работ Смеетса и Тайнагел — скатерти с изображением видов лагеря смерти Освенцим. Дизайнеры отправили их в Музей Гронингера с просьбой выставить экспонаты в холле галереи. Музей Гронингера, один из лучших музеев современного искусства в Голландии, вежливо отказался от предложения бельгийских дизайнеров.

«Нельзя прочувствовать красоту до тех пор, пока не прочувствуешь зло, — говорит о своих работах Йоб Сметс. — Моя задача — показать зрителю не только хорошее». Известный голландский художник Мерийн Болинк подчеркивает, что он в принципе не против подобного подхода к теме Холокоста в искусстве, однако, по его мнению, работы такого плана должны нести в себе определенный смысл: «Работы Смеетса не провокационные — они просто не о чем».

«Быть может, Смеетс просто хочет привлечь внимание к своему творчеству, однако не исключено, что им руководят другие, более тревожные мотивы, — говорит Мишель Фрейлих, главный редактор бельгийской еврейской газеты Joods Actueel. — Если это так, то тут не обойдется без вмешательства властей. Представить такое сооружение в современной Германии просто нереально, а вот в Бельгии — запросто».

Голландская организация CIDI, занимающаяся мониторингом антисемитизма в стране, уже обратилась к муниципалитету Амстердама с просьбой запретить устанавку оскрбительной конструкции, единственная цель которой — привлечь внимание к ее авторам. «Подобное отношение к теме Катастрофы рискует свести на нет ее значение для будущих поколений», — отметил глава Европейского еврейского конгресса Моше Кантор.

Йоб Смеетс родился в 1970 году в Бельгии. Учился в Академии дизайна в Эйндховене. В 1998 году открыл собственную студию дизайна.

Нянке Тайнагел родилась в 1977 году в Нидерландах. После окончания Академии дизайна в Эйндховене работает вместе со Смеетсом.

«Наш дизайн — это свобода. Дизайн — это язык, который понимают в любой стране, в любом уголке планеты. Глядя на наши объекты, зритель смотрит нам в глаза. В этом плане наши работы — это наш личный дневник. Мы хотим привнести в свое творчество собственный опыт и мысли», — говорят дизайнеры.


Полина Ковалевич