Top.Mail.Ru

«Никто» и звать его Илья

15.04.2021

Его сравнивают с Тарантино и прочат в Голливуде большой успех. Боевик «Никто» Ильи Найшуллера уже стал лидером по сборам в США. Впервые фильм российского режиссёра возглавил американский прокат.

Подобного ещё не было. Никто из российских режиссёров не делал такой кассы в Америке. Русские актёры раньше не играли в американском кино русских мафиози, а их персонажи не выглядели на экране столь естественно. Да и бюджет всего лишь в 16 миллионов долларов для полного метра в голливудском экшне по нынешним временам выглядит чудом.

За первые десять дней проката в Америке картина собрала около 12 миллионов долларов. В России она вышла на неделю раньше, к 11 апреля сборы превысили 240 миллионов рублей. К этому моменту по всему миру фильм собрал больше 29 миллионов долларов.

Компания Universal рассматривала пятерых режиссёров, но заявка Ильи Найшуллера показалась Дэвиду Литчу, основному продюсеру картины, наиболее убедительной. Роль мафиози досталась Алексею Серебрякову, его брата исполнил Александр Паль, а Сергей Шнуров в компании с Найшуллером, сыграли головорезов в одном из эпизодов.

В главной роли снялся Боб Оденкерк, вы помните его по фильмам «Лучше звоните Солу» и «Во все тяжкие». Работа над проектом была изначально очень личной для него, ведь это в его дом однажды проник посторонний. Поздно вечером Боб обнаружил в подвале полностью голого и совершенно обдубашенного наркомана, после чего вызвал полицию. Смутьяна задержали, но уходя, один из полицейских сказал Оденкерку, что случись подобное в его доме, преступник на своих двоих не ушёл бы. История поразила Боба абсурдностью, ему казалось странным применять силу к безоружному человеку, который на него не нападал.

Упрёк, озвученный полицейским, как и весь сюжет, не шли из головы, он делился этими переживаниями с коллегами и продюсерами, пока не убедился в необходимости снять кино. И стал в итоге одним из продюсеров ленты, сценарий которой написал Дерек Колстад, автор франшизы «Джон Уик». К работе Оденкерк готовился два года, его мало кто мог представить в роли слетевшего с катушек боевика. И он определённо превзошёл сам себя. В актёрство Боб, кстати, пришёл из сценаристов.

Найшуллер в Голливуде не новичок, но будем надеяться, уверенно восходящая звезда. Его дебютом в большом кино стал полнометражный боевик «Хардкор», который и привёл режиссёра к контракту на «Никто». А к своему первому фильму он шел с позиции клипмейкера, самостоятельно и уверенно. В 2008 году вместе с Ильёй Кондратьевым он собрал панк-рок группу Biting Elbows. Через два года стал снимать для неё клипы. Поклонником первой же его работы, ролика на песню Dope Friend, стал Алексей Навальный, который выложил его у себя в «ЖЖ».

Первые спонсорские деньги удалось привлечь для работы над нашумевшим клипом-боевиком Bad Motherfucker. Продюсером стала Екатерина Кононенко, а спонсором – производитель австрийской водки Neft. Чуть больше чем за неделю видео набрало десять миллионов просмотров на YouTube. Авторам писали с восторгом Даррен Аронофски – он постил клип у себя в Twitter – и Самюэль Л. Джексон. Тимур Бекмамбетов рассказывал, что написал Илье через пять минут после просмотра ролика. Через день они договорились вместе снимать кино, а спустя ещё неделю Найшуллер, Кононенко и Бекмамбетов, находясь в Лос-Анджелесе, вели переговоры, результатом которых и стал «Хардкор». В актёрском составе картины тоже преимущественно российские артисты – Данила Козловский, Светлана Устинова, Дарья Чаруша, Кирилл Серебренников, Александр Паль, Сергей Шнуров, Сергей Мезенцев и даже Евгений BadComedian Баженов. Главная роль досталась южноафриканцу Шарлто Копли, а приглашённой звездой стал Тим Рот.

В России Найшуллера тогда ещё, по выражению Екатерины Кононенко, «не считывали», а вот западный зритель работы оценил сразу. Его называют мастером съёмки от первого лица – стиль, в котором режиссёр преуспел, снимая ролики для Biting Elbows. Он также снял два ошеломительных клипа для группы «Ленинград» – «Вояж» и «Кольщик».

Американская пресса пишет о Найшуллере как о следующем Тарантино, и это достаточно справедливо. Он – один из любимых его режиссёров, ещё начиная с «Бешеных псов». Детство Илья провёл в Великобритании и рос даже не на фильмах, а на сценариях Тарантино. На картины с ограничением по аудитории 18+ там просто без сопровождения взрослого не попасть, а вот читать можно, сколько угодно. Видеоработы Найшуллера – это тоже драматичные сюжеты с жёсткими поворотами, взрывами, стрельбой и декалитрами искусственной крови, которая у него выглядит пострашнее настоящей. Тарантино, возможно, однажды и сам назовёт его лучшим своим учеником.

О детстве режиссёра много пишет российская пресса, пытаясь разглядеть в нём золотого мальчика. Илья родился в Москве, в семье врачей: отец Виктор Найшуллер работал на скорой помощи, а мать Татьяна Русакова – хирургом. В конце 1980-х отец занялся торговым бизнесом. «Коммерсант» писал, что на перепродаже «Жигулей» он заработал порядка 20 миллионов долларов. В конце 1990-х Виктор Найшуллер попал под суд по делу о мошенничестве и хищении, в 2000-м был арестован, а в следующем году отпущен под подписку о невыезде. Позже дело вообще закрыли, вину Найшуллера-старшего доказать не удалось. После освобождения он организовал клининговую компанию, а сейчас вместе с Владиславом Мангутовым они владеют торговой площадкой «Ойли Ойл» и компанией «Три-инвест».

Материальное благополучие семьи бывало разным. В Лондоне, где Илья учился с 8 до 14 лет, он жил в доме, принадлежавшем отцу. Подростком переехал в Москву, где окончил английскую школу и решил было поступить на режиссерское отделение во ВГИК. Не взяли из-за проблем с русским языком, и он отправился в Институт кино и телевидения (ГИТР). Жил у отца, работал звукорежиссером на студии звукозаписи, писал тексты песен. Параллельно трудился на «Мосфильме» ассистентом, переводчиком и «хлопушкой». Играл концерты с Biting Elbows. Когда началась самостоятельная работа над видеоклипами, часть денег одалживал у отца, оставшееся вкладывал из собственных заработков. С таким обилием настоящей работы учиться в институте скоро стало просто нечему.

В этом ещё одно сходство Найшуллера с Тарантино. Тот как режиссёр созрел, работая в кинопрокате среди бездны видеокассет с фильмами. И всегда был уверен, что научиться снимать кино можно, только глядя на экран. Найшуллер тоже вырос среди видеокассет, ведь в начале коммерческой карьеры его отец торговал пиратскими фильмами. Он всё время расспрашивал мать, кто все эти люди в кино, кто пишет сценарии и как называется человек, который их снимает. Сегодня это он. Говорит, что для заработка продолжит снимать клипы и рекламу – на этом рынке его имя теперь стоит дорого. Кино хочет оставить для души. Но если продолжит делать это с нарастающим успехом, сможет ещё раз доказать, что только так и рождаются шедевры.

{* *}