Ханука в стрингах

19.12.2022

Ханука в Нью-Йорке – это в том числе бурлеск от Schlep Sisters! Они показывают на Бродвее библейские сюжеты, но с юмором. И за это им аплодируют даже раввины!

По сценической легенде Schlep Sisters – разлученные в детстве сестры. Они нашли друг друга многие годы спустя, поскольку решили изучить свои родословные. Но на самом деле, конечно, артистки, выступающие под псевдонимами Минни Тонка и Дарлинда Джаст Дарлинда, в родстве не состоят, что кажется особенно удивительным на фоне их внешнего сходства. Дуэт был основан в 2004 году, а познакомились девушки годом ранее на вечеринке «День без покупок»: эта акция против избыточного потребления проводилась накануне распродаж «черной пятницы». Обе недавно открыли для себя бурлеск, и обеих в нем привлекала смесь комедии с сексуальностью, так что девушки быстро нашли общий язык. Подружившись, они решили сделать собственное бурлеск-шоу.

Их дебютной вещью, исполненной на журнальном столике, стал обратный стриптиз под «Хаву нагилу». В этом популярном жанре бурлеска артистки не раздеваются под музыку, как в обычном стриптизе, а, наоборот, одеваются. «Мы выбрали именно обратный стриптиз, потому что я на первых порах стеснялась раздеваться, – вспоминает Минни Тонка. –Одеваться было не в пример проще». Номер вызвал фурор, к тому же сработало сарафанное радио, и очень скоро состоялось первое публичное выступление дуэта в общественном центре при ближайшей синагоге.

За его организацию взялась мама Дарлинды, а первыми зрителями стали представители местной еврейской общины. Шоу прошло на ура и, несмотря на провокационность номеров, вызвало восторг у всех зрителей, в том числе у раввина. В программу вошел и дебютный обратный стриптиз под «Хаву нагилу» в исполнении сестер Берри – впоследствии он станет одним из главных хитов их ежегодного ханукального шоу на Бродвее под названием Menora Hora.

К тому времени, когда девушки дебютировали в бурлеске, у обеих за плечами был серьезный танцевальный опыт, а Минни Тонка к тому же занималась фигурным катанием. Так что, несмотря на пресловутый журнальный столик, как танцовщицы они уже тогда не были дилетантками – скорее, пробовали для себя новый жанр. Но если Дарлинда с самого начала чувствовала себя на сцене свободно – даже в самых откровенных нарядах, то Минни Тонка пришлось сделать над собой усилие, чтобы избавиться от застенчивости. «Я из Миннесоты. И у нас, в отличие от Калифорнии, где жила Дарлинда, без одежды можно замерзнуть», – шутит она. Ей потребовалось три года, чтобы перестать стесняться. «Это был невероятно сложный путь, но в конце концов бурлеск оказался очень полезен для меня, – делится Минни Тонка. – После концерта ко мне почти всегда подходит кто-нибудь из публики и говорит: “Вы похожи на меня, и поэтому помогли мне почувствовать себя комфортно в собственном теле”. И это очень ценно, замечательно и важно».

Соединив в своих номерах библейские сюжеты, море юмора и неотъемлемую для бурлеска эротичность, Schlep Sisters обрели тот самый уникальный стиль, который обеспечил им популярность и победы на многочисленных конкурсах. В течение своей карьеры Минни Тонка и Дарлинда Джаст Дарлинда неоднократно включались в мировой список 50 лучших артисток бурлеска. Их выступления собирали полные залы в США, Канаде, Швеции, Италии, Австралии, Великобритании и других странах. Обе они выступали не только дуэтом, но и сотрудничали с различными мюзик-холлами как солистки, а также занимались продюсированием бурлеск-шоу.

В основу номеров Schlep Sisters легли сюжеты библейской истории. Более того – в первые годы после дебюта их выступления строились исключительно вокруг еврейской тематики, и лишь позднее артистки стали включать в программу и другие номера. Schlep Sisters показывали Исход в стриптиз-версии, изображали Маккавеев, храбро сражавшихся в стрингах, и воссоздавали на сцене историю Эсфири в комедийном ключе.

Со стороны это может показаться неоднозначным, и артисткам на протяжении всей их карьеры журналисты то и дело задавали вопрос: не осуждает ли их еврейская община столь вольные трактовки? Ответом всегда было решительное нет: по словам артисток, община всегда их поддерживала. Более того – Минни Тонка обладает степенью магистра в области еврейского образования и сотрудничала со многими еврейскими общественными организациями, а Дарлинда Джаст Дарлинда читала лекции в Йельском университете. На фоне этого их еще сложнее упрекнуть в пренебрежительном отношении к еврейской истории.

При этом обе артистки постоянно признаются в приверженности к иудаизму. Они не раз говорили, что их еврейская идентичность очень важна для них. Ни та, ни другая не придерживаются ортодоксальных взглядов, но отмечают еврейские праздники, а также высоко ценят еврейскую культуру и духовность.

«Между евреями, шоу-бизнесом и бурлеском очень много связующих звеньев, – говорит Дарлинда. – И когда я выступаю, то чувствую связь со своим наследием». Одновременно своими номерами они высмеивают стереотипы о еврейских женщинах как о любительницах чрезмерно броского стиля, яркой косметики и крикливых боа из перьев. Минни Тонка и Дарлинда Джаст Дарлинда выходят на сцену в этих самых перьях, но при этом показывают веселые, праздничные, игривые номера. «В них мы принимаем и возрождаем нашу культуру, радостную еврейскую культуру, – говорит Минни Тонка. – В наших номерах нет ничего предосудительного, мы просто стараемся дарить радость, ведь в еврейской культуре очень много праздничного. Это бурлеск, на который вы смело можете привести свою бабушку».

Елена Горовиц