Top.Mail.Ru

«А ваш раввин знает, чем вы тут занимаетесь?»

13.12.2012

Недавно в Лондонском еврейском музее состоялась презентация книги Энтони Клэйвена Does Your Rabbi Know You're Here? («А ваш раввин знает, чем вы тут занимаетесь?»). По словам автора, книга «посвящена вкладу представителей еврейской общины в развитие британского футбола». 

Главной темой в ходе обсуждения книги стал антисемитизм в футбольной среде, с которым сталкивалось еще первое поколение британских евреев, ставших профессиональными игроками, и который не исчез до сих пор. Об этом свидетельствует недавний матч, во время которого болельщики «Вэст Хэм Юнайтед» выкрикивали нацистские лозунги, пишет Haaretz.

«Меня слегка разочаровало то обстоятельство, что основной акцент в ходе обсуждения был сделан на антисемитизме, но старшее поколение действительно с этим сталкивалось нередко, — отметил автор книги Энтони Клэйвен. — В 70-х годах ситуация в этом плане улучшилась. Когда я был подростком, популярностью пользовались такие игроки, как Барри Силкмэн и Марк Лазарус. Нельзя сказать, что среди футбольных фанатов сегодня распространен антисемитизм. Конечно, расисты и антисемиты на трибунах встречаются, иногда мы слышим их голоса. Я рад, что футболист из Израиля Йоси Бенаюн выступил против подобных кричалок, да и власти эту проблему также не игнорируют».

В ходе работы автор несчетное число раз выслушивал шутку о том, что книга о евреях в английском футболе получится очень тонкой. Однако, познакомившись с этим 250-страничным трудом, можно прийти к выводу, что вклад евреев в английский футбол никак не назовешь незначительным.

Свою предыдущую книгу, Promised Land («Земля Обетованная»), рассказывающую о команде «Лидс Юнайтед» и о ее связях с еврейской общиной, Клэйвен переделал в театральную пьесу, но понравилось это далеко не всем. «Некоторые родственники считают меня странным и не понимают, зачем я вообще взялся за эту тему, — говорит литератор, — их волнует не то, что я пишу о футболе, а то, что затрагиваю еврейскую тему. Их беспокоит, “что скажут об этом гои”, и все в таком духе. Книга была очень хорошо принята прессой, но вызвала неоднозначную реакцию внутри моей семьи».

Если бы семья Клэйвена отбросила свои сомнения, она, может быть, поняла бы, что ей есть чем гордиться. Книга получилась весьма интригующей и раскрывает связи между английским футболом и еврейской общиной. В еврейской школе в Лидсе Клэйвену и его друзьям не разрешали играть в футбол. Мяч у них отбирали со словами: «Еврейскому ребенку не стоит тратить на это время».

Поначалу среди известных футболистов в Англии евреев действительно было немного. И все же утверждение, что евреи и футбол — две вещи несовместные, представляется ошибочным. «Я имею основания полагать, что этот миф безоснователен, — говорит Клэйвен, — нельзя забывать, что евреи никогда не составляли более одного процента населения Великобритании, а сегодня от силы наберется полпроцента. В начале XX века большинство евреев принадлежало к рабочему классу. Процент евреев среди игроков в футбол перед Первой мировой войной был пропорционален их доле в населении страны. На стадионах играли десятки футболистов-евреев. Когда же большинство евреев стали представителями среднего класса, они почти исчезли с поля, однако нашли себе в британском футболе иные роли».

Клэйвена особенно восхищают два футболиста прошлых лет. Один из них, Лесли Голдберг, игравший за «Лидс Юнайтед» с 1937 года до начала войны, даже вызывался в Британскую национальную школьную сборную. «Голдберг стал первым евреем, чей портрет появился на сигаретной карточке (вкладыше, помещавшемся в пачки сигарет). Это явный признак того, что он был звездой», — считает Клэйвен.

Голдберга обожали евреи Лидса, мечтавшие, что когда-нибудь он будет играть за английскую сборную. Но когда началась Вторая мировая война было не до футбола, а после ее окончания Голдберг перешел в «Реддинг». В послевоенные годы Голдбергу приходилось нелегко — из-за событий в Палестине антисемитизм в Британии усилился. В конце концов спортсмену даже пришлось взять псевдоним.

30 лет спустя британские евреи одержали символическую победу, когда QPR, клуб третьего дивизиона, со счетом 3:2 обыграл в финале Кубка Англии на Уэмбли команду «Вест Бромвич Альбион», а решающий гол забил Марк Лазарус, еврей из лондонского Ист-Энда.

К тому времени общество в целом и футбол в частности стали толерантнее, однако и Лазарусу не удалось избежать критики. Один раввин сказал Марку, что, играя в футбол, он позорит свой народ. «Поверьте, лучшего еврея, чем я не найти, — ответил Лазарус, — никто не посмеет клеветать на евреев, когда я рядом».

«Нам, ученикам еврейской школы, очень нравилось, что Лазарус — еврей и нисколько не стесняется этого. Он был выдающимся игроком, который должен был выступать за сборную Англии, если бы не постоянные споры с тренерами. Он был из крутой нравом ист-эндской семьи, оба его брата были боксерами. Он знал, как постоять за себя на поле», — рассказывает Клэйвен.

Сегодня футболистов-евреев можно встретить в основном в младших английских лигах. Представлены и несколько спортсменов из Израиля — Йоси Бенаюн в «Вэст Хэме», Итай Менахем в «Суонси». В одной из глав книги рассказывается о вкладе в английский футбол израильтян Ави Коэна, Рони Розенталя, Эйяля Берковича и Бенаюна.

Клэйвен признает, что израильтянином, оказавшим наибольшее влияние на английский футбол, стал не игрок, а бизнесмен — Пини Захави, в прошлом выступавший за малоизвестные клубы и тренер юношеских команд, а ныне один из богатейших и влиятельнейших футбольных агентов. Схожий путь прошли многие британские евреи. После того как Мэнни Кассинс достиг успехов на посту директора «Лидс Юнайтед», многие евреи переместились с поля на трибуну для руководства. Задолго до эры Романа Абрамовича, купившего «Челси», почти все лондонские клубы в той или иной степени имели отношение к евреям.

Немалую роль в модернизации английского футбола после трагедии на стадионе Хиллсборо в 1989 году (тогда из-за давки, возникшей во время полуфинала Кубка Англии, погибли 96 болельщиков и пострадали 776) сыграли британские евреи. Лорд Тейлор Госфорт, который расследовал трагедию и разработал новые нормы регламента спортивных мероприятий, был евреем из Лидса. Дэвид Дэйн, Алан Шугар и многе бизнесмены еврейского происхождения внесли свою лепту в учреждение английской Премьер-лиги.

«Познакомившись с историями Дэвида Дэйна и Дэвида Бернштейна, нынешнего председателя Футбольной ассоциации, можно узнать много нового об английских евреях и о мультикультурном британском обществе. Евреи стали первой массовой иммигрантской группой, вписавшейся в него, — отмечает Энтони Клэйвен. — С возрастом я все сильнее интересовался собственными корнями, обстоятельствами жизни моих предков. Я написал о них книгу Promised Land, в которой показал историю иммигрантской семьи, ставшей полноценной частью британского общества и внесшей вклад в различные сферы его жизни, в том числе в спорт, который я так люблю».


Дмитрий Ерусалимский

{* *}