Top.Mail.Ru

Моцарт в Голливуде

26.11.2007

korngold.jpgНа сегодняшний день, несмотря на то, что творчество известного австрийского композитора и дирижера Эрика Вольфганга Корнгольда занимает почетное место в европейской культуре, его имя, пожалуй, чаще звучит в Голливуде. Что неудивительно, учитывая тот вклад, который он внес в развитие американского кинематографа.

Отец композитора Юлиус Корнгольд в свое время по праву считался самым влиятельным и почитаемым журналистом. Ученик Брукнера, он работал с самим Теодором Герцлем – основоположником современного сионизма. Последний предложил Юлиусу должность музыкального критика в одной из ведущих немецких газет «Die Neue Freie Presse».

Эрик родился в 1897 году. С ранних лет у мальчика стали проявляться способности, сравнимые с талантом великого Моцарта. Это может показаться удивительным, но тот факт, что его отец был музыкальным критиком, не оказал на одаренность сына негативного влияния. Напротив, Юлиус Корнгольд старался всячески развивать способности ребенка, и постоянные занятия с ним привели к тому, что в возрасте 10 лет Эрик уже сочинил пантомиму «Снежный человек» (инструментовка А.Цемлинского), поставленную в Вене и других городах, а в 12 – смог представить на суд аудитории «Трио для фортепиано». По окончании Венской консерватории – его учителями были  Р.Фукс, Г.Греденер и А.Цемлинский – в 1919 года стал дирижером Гамбургского оперного театра, с 1927-го – профессором Венской академии.

Однако концертной деятельности в Вене не суждено было продлиться долго. С приходом к власти нацистов в Австрии в 1938 году композитор уехал в Америку, где начал вторую, не менее успешную карьеру, которая свела на нет все минусы вынужденной эмиграции. Первой работой в новой области стала аранжировка Мендельсона к фильму выдающегося режиссера Макса Рейнхардта «Сон в летнюю ночь».

Постепенно к нему приходила все большая известность. Он написал музыку к 17 фильмам, среди которых «Энтони Эдверс», «Приключения Робина Гуда», «Капитан Блад», «Морской Ястреб» – почти все производства кинокомпании «Warner Brothers», получил два Оскара и звание «отца современной киномузыки».

В 1943 году ему предоставили американское гражданство.

Однако на восстановление своего имени в кругах «серьезных» композиторов послевоенного европейского музыкального сообщества ушли годы. В Европе самым известным его произведением стала опера «Мертвый город» по роману бельгийского символиста Георга Роденбаха «Мертвый Брюгге», премьера которой прошла в Гамбурге в 1920 году.

Похоже, признание на родине, наконец, пришло, и свидетельством этому может послужить открывшаяся в Вене 28 ноября выставка, посвященная жизни и творчеству Эрика Вольфганга Корнгольда.

 

Оксана Ширкина

{* *}