Ицхак Перлман обратился к хазануту

15.12.2011

Выдающийся скрипач-виртуоз Ицхак Перлман, всемирно известный исполнитель еврейской литургической музыки кантор Ицхок Меир Гельфгот, музыкант-мультинструменталист Ханкус Нецки из Бостонского клезмерского оркестра и дирижер Рассел Гер приступили к записи альбома традиционной еврейской музыки.

Работа над альбомом идет в известной студии Avatar в Манхэттене, где в свое время Брюс Спрингстин и Мадонна записали свои хиты «Burn To Run» и «Like A Virgin». В записи новой пластинки принимает участие камерный оркестр, собранный из бывших студентов Перлмана, а также несколько музыкантов Бостонского клезмерского оркестра.

Альбом выйдет в следующем году под лейблом Sony Music Entertainment. Тогда же планируется устроить гастрольный тур в поддержку долгожданной пластинки. Музыканты выступали с программой, которая войдет в новую запись, лишь дважды: на церемонии зажигания ханукальных свечей в Белом доме в прошлом году и на фестивале «Душа еврейской музыки» в Лос-Анджелесе в марте этого года.

Перлман постоянно шутит и болтает с музыкантами Бостонского клезмерского оркестра, с которыми он некогда гастролировал, а также со своими бывшими студентами, лично отобранными им для записи альбома.

Во время записи Гельфготу понадобился сидур, которого, как назло, ни у кого не оказалось. Однако вскоре выяснилось, что молитвенник есть у представителя профсоюза музыкантов, религиозного еврея, который надиктовал тексты молитв по телефону.

Нецки, преподаватель джазовой музыки в Консерватории Новой Англии в Бостоне, дважды гастролировал вместе с Ицхаком Перлманом. По его словам, основное внимание в альбоме уделено еврейской литургической музыке. Представлены также инструментальный клезмер и народные песни на идиш. Нецки подчеркивает, что Перлман, выросший в Израиле, с детства отлично знаком с еврейской литургической музыкой.

«Как никто другой, Перлман понимает, какое место занимает хазанут в еврейском музыкальном искусстве», — говорит Нецки. Музыкант обращает внимание будущих слушателей на тексты песен: «Несколько десятилетий назад практически каждый еврей знал их. В наше время, к сожалению, они мало кому известны».

Ицхок Меир Гельфгот, в свою очередь, с музыкальным творчеством на идиш практически не знаком. По словам Нецки, он даже никогда не слышал об Авроме Гольдфадене, основоположнике театра на идиш. Тем не менее песня Гольдфадена «Шойфер шель Мешиэх» полюбилась ему с первых же нот.

Музыканты камерного оркестра тоже получают от работы над записью огромное удовольствие. Нецки отмечает, что у Ицхака Перлмана и скрипача Пинхаса Цукермана сложился «веселый виртуозный дуэт».

Полина Ковалевич