Top.Mail.Ru

Воспитание Холокостом

09.01.2007

На первый взгляд, сравнивать жизнь подростков в черных, латиноамериканских и камбоджийских гетто Южной Калифорнии с судьбами жертв Холокоста — занятие, по меньшей мере, неприличное. Тем не менее, в новом американском фильме «Писатели свободы» такая параллель срабатывает. И на редкость удачно.

В самом начале картины молодая учительница идеалистка Эрин Грувэл (ее роль исполняет обладательница «Оскара» Хилари Суонк) в недавно сформированной школе в Лонг-Биче, портовом городе южнее Лос-Анджелеса знакомится со своим классом, в котором учатся трудные подростки. Еще совсем недавно по этим краям прокатились волны кровавых расовых беспорядков девяностых годов, и знакомиться с новой учительницей из всего класса явился лишь один белый ученик. И это неудивительно — в классе учатся 14-15-летние представители различных местных банд, которые формируют в школе группировки по расовому признаку. Детишки проносят в школу оружие, устраивают беспредел прямо на уроках, а наивную молодую белую учительницу в лучшем случае игнорируют.

Грувэл, история которой легла в основу сюжета «Писателей свободы», не вымышленный персонаж. Она отчаянно пытается достучаться до своих подопечных, чей безысходный взгляд на жизнь емко передан в фильме словами чернокожего подростка, объясняющего учительнице, что «уважать тебя будут только после того, как тебя застрелят».

Озарение приходит к учительнице внезапно, когда на уроке она изымает у одного из учеников рисунок с жестокой карикатурой на чернокожего одноклассника. И тогда Грувэл, которая сама не еврейка, рассказывает ученикам об антисемитских карикатурах и спрашивает, слышал ли хоть кто-то из них о Холокосте. Конечно же, никто ничего не слышал. И тогда учительница устраивается на вечернюю подработку в магазине, чтобы на заработанные деньги купить каждому ученику по экземпляру «Дневника Анны Франк». Эрин убеждена, что подросткам проще понять страдания своего сверстника. И действительно, вскоре к ней подходит в слезах ученица-латиноамерика и возмущается, почему та не предупредила ее, что Анна умрет.

Грувэл за свой счет организовывает экскурсию в Музей толерантности Центра Симона Визенталя в Лос-Анджелесе, где каждый школьник получает карточку с фотографией и историей подростка, погибшего в годы Холокоста, а потом все обедают вместе с четырьмя людьми испытавшими ужасы Холокоста на собственном опыте. Учительница предлагает ученикам завести дневники, на страницах которых каждый смог бы поведать собственную историю о разрушенной семье, жестокости полицейских и погибших в бандитских войнах друзьях.

Вскоре захваченные проектом ребята собирают деньги, чтобы привезти из Амстердама Мип Гиз, которая помогала прятать семью Франк от нацистов, чтобы женщина выступила перед классом. Пожилая голландка и подростки из американского гетто сразу находят общий язык. И когда они называют ее героиней, она немедленно отвечает: «Нет, нет, это вы герои, герои сегодняшнего дня».

В конце концов, Грувэл объединяет дневники своих учеников, которые теперь называют себя «писателями свободы», в книгу, которая и легла в основу фильма.

Существенная часть действия ленты посвящена бюрократическим битвам Грувэл с законопослушным начальством, росту отчужденности в отношениях с мужем, чувствующим, что жена целиком и полностью замкнулась на школе.

Фильмы об учителях-идеалистах, которые пытаются изменить неисправимых уличных детей, давно стали в голливудском кинематографе традиционно любимой темой. Но «Писатели свободы», вышедшие на экраны США на прошлой неделе, выгодно выделяются на этом фоне. Во-первых, превосходной, без ложной сентиментальности и высокомерия, игрой Хилари Суонк, которая перевоплощается сама и перевоплощает своих учеников. А во-вторых, подлинностью самой истории, замечательно переданной на экране создателями фильма и, в частности, режиссером Ричардом Лагравенезе.

Йорам Шпыркин

{* *}