«Трайбека» еврейская

05.05.2010

Кинофестиваль «Трайбека» был основан вскоре после терактов 11 сентября 2001 года «для оживления культурного ландшафта Манхэттена». На фестиваль, который ежегодно проходит с 23 апреля по 2 мая в Нью-Йорке, приезжают кинематографисты со всего мира. В этом году многие из представленных работ были связаны с еврейской тематикой.

Спектр этих работ довольно широк: документальный фильм под названием A Piece of Work рассказывает о годе из жизни популярной комедийной актрисы Джоан Риверс; картина Алекса Гибни посвящена американскому политику еврейского происхождения Элиоту Спитцеру, который был вынужден уйти в отставку из-за громкого политического скандала; фильм «Неверный» — история мусульманина, оказавшегося на самом деле евреем по имени Солли Шимшилевиц.

Безусловными фаворитами «Трайбеки» в этом году, тем не менее, стали два, казалось бы, противоположных по тематике документальных фильма: «Будрус», посвященный ближневосточному конфликту, и «Видал Сассун», рассказывающий историю «мэтра» современного парикмахерского искусства.

Фильм «Будрус» был удостоен в этом году "Специального приза жюри" «Трайбеки». Режиссер Джулия Баха рассказывает о возведении Израилем разделительного барьера вдоль границы Иудеи и Самарии. Строительство стены вызвало гнев палестинцев, поскольку создало барьеры между населенными пунктами и затруднило свободу передвижения, утверждают авторы фильма. Палестинская деревня с населением 1,5 тысячи человек оказывается расколотой надвое и лишается своей гордости — великолепной оливковой рощи.

Главный герой картины — палестинец Айед Морар, который пять раз попадал в израильскую тюрьму за сотрудничество с террористической группировкой ФАТХ. Он запрещает односельчанам прибегать к насилию, выступает за мирное разрешение конфликта. Фильм начинается монологом Айеда на ломаном иврите: «У нас нет времени на войну, дайте нам надежду на то, что все закончится миром». Айед Морар собирает односельчан, включая соседа-хамасовца, и уговаривает их не прибегать к насилию. Мирные палестинцы, выращивающие оливковые деревья, в фильме явным образом противопоставляются «израильским агрессорам».

Картина дает возможность представить, что было бы, если бы палестинцы избрали путь исключительно мирного сопротивления. Фильм позволяет понять, как воспринимают Израиль палестинцы. В фильме Израиль показан негуманным угнетателем «мирных палестинцев». Палестинцы признают, что есть и «хорошие» израильтяне — это те, кто приезжают на территории и протестуют рядом с ними.

Слова сотрудника пресс-службы ЦАХАЛа Дорона Шпильмана («жизнь каждого израильтянина важнее оливковых деревьев») были встречены зрителями с явным неудовольствием.

Другой фаворит «Трайбеки», биографическая лента, рассказывающая о знаменитом британском стилисте Видале Сассуне, конечно, не затрагивает столь глобальных проблем, как «Будрус». Тем не менее повествование о жизни человека, «изменившего мир с ножницами в руках», заслуживает не меньшего внимания.

Видал Сассун — всемирно признанный корифей парикмахерского искусства. Он родился в 1928 году в Лондоне в сефардской семье. После того как его семью выселили из дома, он попал в приют сефардской синагоги. Во время войны он был курьером и на фронт по малолетству не попал. В 1948 году Сассун приехал в Израиль и сражался за независимость еврейского государства в рядах «Хаганы». По его словам, именно тогда он «ощутил себя настоящим человеком».

Став стилистом, Видал Сассун призвел переворот в парикмахерском искусстве, а его имя стало узнаваемым брендом.

 

Полина Ковалевич