«Оскар» антисемиту

11.10.2010

В ноябре состоится вручение премии Американской киноакадемии за выдающийся вклад в развитие кинематографа. Лауреатом «Оскара» в этой почетной номинации станет французский режиссер и сценарист Жан-Люк Годар, давно снискавший репутацию антисемита.

80-летний Жан-Люк Годар считается одной из ключевых фигур «новой волны» французского кинематографа. Годар снял и спродюсировал более 70 картин, среди которых такие шедевры, как «На одном дыхании», «Король Лир», «Безумный Пьеро» и другие. Вместе со своими коллегами Франсуа Трюффо и Эриком Ромером он восстал сначала против классического французского кинематографа, а затем и против Голливуда.

Расцвет «новой волны» пришелся во Франции на конец 50-х и 60-е годы прошлого века. Одной из отличительных особенностей этого направления является то, что режиссер рассматривается как единственный творец и идейный вдохновитель картины. Режиссеры того времени нередко прибегали к экспериментам и радикальным художественным приемам и образам.

Некоторые кинокритики и почитатели таланта Годара, преимущественно в Европе, называют режиссера чуть ли не гением от кинематографа. Для многих же простых зрителей его работы кажутся слишком сложными для восприятия.

Сегодня влияние Годара можно обнаружить в работах таких голливудских режиссеров, как Мартин Скорсезе, Квентин Тарантино и Стивен Содерберг.

Наряду с заслугами за 50-летнюю карьеру в кино Жан-Люк Годар завоевал репутацию яростного антисемита и антисиониста. Это предположение находит подтверждение в трех биографических книгах, посвященных режиссеру: «Годар. Портрет 70-летнего Художника» Колина Маккаби, «Все это — кино. Работа Жана-Люка Годара» Ричарда Броди и «Годар» Антуана де Бека.

Огромное влияние на становление антисемитских взглядов Годара оказала его протестантская семья швейцарского происхождения. Выступая в 1978 году в Монреале с лекцией, режиссер рассказал, что его родственники симпатизировали нацистам и верили в победу гитлеровской Германии. «Мой дед не был антисионистом, но был ярым антисемитом. Я так же горячо выступаю против сионизма, как мой дед в свое время выступал против евреев», — заявил тогда Годар.

Антиизраильские взгляды Годара нашли отражение в фильме 1970 года «До победы». Картину, посвященную «борьбе палестинцев за независимость», частично финансировала Лига арабских государств. Лента осталась лежать «на полке», однако в в 1976 году Годар снял документальный фильм «Там и здесь», призванный показать контраст между французской и палестинской семьями. В фильме Годар использовал сопоставительный прием демонстрации документальных кадров с Голдой Меир и Адольфом Гитлером.

Биограф режиссера Ричард Броди, как и другие авторы воспоминаний о Годаре, восхищается его талантом. Броди признает, однако, что «Годар обуян навязчивой идеей, что евреи контролируют все стороны жизни в Соединенных Штатах».

Годара всегда остро волновала тема Холокоста. Стивен Спилберг, в 1993 году снявший «Список Шиндлера», навлек на себя массу язвительных замечаний со стороны экстравагантного француза.

Годар подверг жесткой критике документальный девятичасовой киноэпос «Шоа», снятый французским режисером Клодом Ланцманом, обвинив того в «манипулировании личными историями выживших жертв».

«Он находится на другом уровне развития, нежели чем мы с вами. Он находится на грани гениальности и безумия», — завил один из давних друзей Годара в интервью британской газете London Sunday Times.

Режиссер не стесняется открыто оскорблять своих коллег по цеху. В одном из своих интервью Годар окрестил французского продюсера Пьера Бронберже «продажным жидом». «Ах, ну как всегда, как только слышится звон денег, евреи уже тут как тут», — заявил Годар в ответ на угрозу Бронберже подать иск за моральный ущерб.

Корреспондент London Sunday Times обратился к руководству Американской киноакадемии с просьбой прокомментировать то, как явно антисемитские взгляды Годара сочетаются с присуждением ему премии. Ответ последовал следующий: «Академии известно о том, что Жан-Люк Годар допускал публичные антисемитские высказывания. Антисемитизм — явление весьма прискорбное, однако Акдемия считает, что оснований считать Годара антисемитом недостаточно. Наша награда предназначена для тех, кто внес выдающийся вклад в искусство, независимо от их политических взглядов».

Приняв во внимание взгляды семьи Годара, а также его симпатии к палестинцам, не стоит удивляться тому, что режиссер отрицает Холокост. В то же время, Годар утверждает, что принадлежащие евреям киностудии могли бы отчасти помешать Катастрофе, если бы в 30-х годах занялись производством антинацистских пропагандистских фильмов.

Корреспондент London Sunday Times связался с такими авторитетами, как глава Центра Симона Визенталя раввин Марвин Хер, профессор Школы кинематографии в Лос-Анджелесе Говард Субер, писатель и продюссер Лайонел Четвайнд.

Прокомментировать награждение Годара согласился лишь представитель Стивена Спилберга Марвин Леви: «Возможно, Спилберг был в курсе относительно мнения Годара о “Списке Шиндлера”, однако мы никогда эту тему не обсуждали. Было бы странно, если бы он пошел на конфликт с другим режиссером только потому, что тому не понравился его фильм».

Присутствие режиссера на церемонии вручения «Оскара» до сих пор остается под вопросом. Жан-Люк Говард не спешит отвечать на приглашение Американской киноакадемии. Его супруга и коллега по киноцеху Анна-Мари Мьевиль сообщила журналистам, что Годар расстроен тем, что вручение наград состоится вне рамок офицальной церемонии вручения «Оскара» в феврале будущего года.

Полина Ковалевич