Купивший «Артиста»

27.02.2012

Минувшей ночью в Лос-Анджелесе состоялась 84-я церемония вручения премий Американской киноакадемии «Оскар». Как и ожидалось, главные награды достались черно-белому немому фильму Мишеля Хазанавичуса «Артист». Картина, впервые показанная в прошлом году в Каннах, вызвала восторженную реакцию критиков по всему миру. Помимо «Золотой пальмовой ветви» за лучшую мужскую роль лента получила «Золотой глобус», «Премию Гильдии киноактеров США», «Сезар» и множество других престижных наград. Лента завоевала «Оскар» в пяти номинациях: лучший фильм, лучшая режиссерская работа, лучшая мужская роль, лучшая музыка и и лучший дизайн костюмов.

Права на мировой прокат фильма приобрел американский продюсер Харви Вайнштейн, которого можно по праву назвать одним из самых выдающихся кинодеятелей Голливуда. Картины, над которыми он работал, в общей сложности получили 303 номинации на «Оскар». Фильмографию Вайнштейна украшают такие работы, как «Криминальное чтиво», «Банды Нью-Йорка», «Убить Билла», «Бесславные ублюдки», «Властелин колец». Мадонна считает его жестким критиком, Мерил Стрип — непревозйденным творцом, а Тома Лангман, французский продюсер фильма «Артист», называет Вайнштейна не иначе как «босс».

Картина французского режиссера Мишеля Хазанавичуса «Артист» — одна из наиболее успешных инвестиций Вайнштейна за последнее время. Продюсер впервые увидел фильм прошлой весной на закрытом показе в Париже. За два дня до премьеры «Артиста» на 64-м Каннском фестивале компания Вайнштейна приобрела права на мировой прокат фильма. Решение продюсера вызвало в США широкий резонанс. Он вспоминает, с каким недоверием отнеслись в компании к его выбору:

— Ребята, я купил фильм!

— Что за картина?

— Черно-белая. С Жаном Дюжарденом в главной роли.

«Коллеги были шокированы, — вспоминает Харви. — И тут я называю цену, добавляя, что, кстати, это немой фильм. Вы бы слышали, что началось! Мне тут же сказали, что я обязан вынести этот вопрос на совет директоров. А я и не знал, что в нашей компании таковой, оказывается, есть».

Харви Вайнштейн родился 19 марта 1952 года в Нью-Йорке в еврейской семье. В 1979 году Харви и его младший брат Боб основали дистрибьютерскую компанию Miramax Films, устроив офис в однокомнатной квартире на Манхэттене. Компания была названа в честь родителей братьев, Мириам и Макса Вайнштейнов. Через 10 лет Вайнштейны приобрели права на картину Стивена Содерберга «Секс, ложь и видео». Фильм, купленный братьями за один миллион долларов, принес 20-кратную прибыль. Благодаря Вайнштейнам американские зрители открыли для себя такие европейские картины, как «Новый театр “Парадиз”», трилогия «Три цвета», «Моя левая нога», «Жестокая игра», «Английский пациент» и другие.

В 1993 году Вайнштейны продали свою фирму за 60 миллионов долларов другому крупному игроку медиарынка — компании Walt Disney с условием, что Боб и Харви остаются ее управленцами. В 2005 году Вайнштейны окончательно покинули Miramax и приступили к созданию новой кинокомпании — The Weinstein Company.

За вклад в развитие киноиндустрии Харви Вайнштейн был награжден орденом Британской империи. Он также стал кавалером Ордена искусств и литературы, который ему торжественно вручили во французском консульстве в Нью-Йорке.

Несмотря на признание в мире кино, Вайнштейн нередко становился объектом критики за методы ведения бизнеса. В книге Питера Бискинда, посвященной истории компании Miramax, рассказывается, как Вайнштейн вывел на американский рынок азиатское кино, в частности, фильмы «Шаолиньский футбол» и «Принцесса Мононоке». Продюсера обвинили в том, что он на свое усмотрение вырезал из фильмов множество эпизодов. После выхода на экраны «Принцессы Мононоке» он получил по почте самурайский меч и письмо, в котором говорилось, что в картине не должно быть никаких купюр. Вайнштейн в свое оправдание всегда заявлял, что это делается в интересах фильма и ради увеличения кассовых сборов. «Я режу фильм не из-за того, что мне это нравится, — говорит он. — Это моя работа. Я всю свою жизнь служу кинематографу и обожаю кино».

В Голливуде у Вайнштейна сложилась репутация довольно жесткого и агрессивного человека. Однажды он чуть не подрался с режиссером Джулией Тэйлор из-за разногласий в оценке ее нового фильма «Фрида».

Тем не менее своенравный характер не мешает Вайнштейну находить фильмы, которые золотыми буквами вписаны в историю современного кинематографа. По словам продюсера, «Артист» — одна из крупнейших его авантюр. «Это было сумасшедшее решение, но оно того стоило», — с гордостью говорит продюсер.

Соня Бакулина