Top.Mail.Ru

Еврейский взгляд на иранские выборы

19.06.2009

Франк Никбахт — один из лидеров еврейской общины Ирана и глава организации, защищающей права этнорелигиозных меньшинств. Он — один из немногих представителей еврейской общины, которого можно считать источником достоверной информации о ситуации в Иране. Корреспондент издания Jewish Journal встретилась с Никбахтом, чтобы обсудить итоги недавних президентских выборов в Иране, а также умонастроения исламских религиозных авторитетов, которые «держат руку на пульсе государства».

— Господин Никбахт, можно ли сказать, что подходы Махмуда Ахмадинеджада и так называемого реформиста Муссави различаются по отношению к конфессиональным меньшинствам Ирана — иудеям, бахаистам, христианам?

— Не думаю, что в этом аспекте между ними существует какая-то разница. Оба известны своей лояльностью по отношению к дискриминационной конституции Ирана, так же, как антиизраильской риторикой и милитаристскими замашками. К примеру, Муссави не только был инициатором активно осуществляемой ныне ядерной программы, он был также одним из ключевых приближенных премьер-министра, участвовавшим в 80-х годах в создании террористической группировки «Хизбалла».

— Вы — иранский еврей и не понаслышке знаете об отношении властей к евреям и другим религиозным меньшинствам страны. В чем состоит самое большое заблуждение США относительно выборов в Иране и личностей кандидатов?

— Американцы считают, что правительство держит под контролем политическую ситуацию в стране. На самом деле это не совсем так. В Иране существует параллельное теневое правительство, которое возглавляет аятолла Хаменеи, духовный лидер Ирана. Официальное правительство лишь исполняет решения этой реальной власти, а также занимается повседневными делами.

— Если реформистам все же удастся занять место Ахмадинеджада, будут ли они использовать иранских евреев с целью создания собственного положительного имиджа на Западе?

— Те, кого называют реформистами, всегда использовали религиозные меньшинства для пропаганды. Ахмадинеджад просто еще более усилил эту тенденцию — он неоднократно предпринимал попытки вызвать у Запада симпатию, подкупал журналистов, чтобы те писали репортажи об идеальном положении религиозных меньшинств в Иране. Ахмадинеджад вынудил предыдущего главу еврейской общины покинуть пост, поскольку тот отказался поддерживать его отрицающие Холокост заявления. Те, кого на Западе называют реформистами, поступили бы точно так же.

— Как вы считаете, с кем из кандидатов администрация Обамы предпочла бы обсуждать проблему иранской ядерной программы?

— Администрация Обамы поддерживала Муссави, который с треском проиграл выборы. Его поражение означает победу консервативных тенденций, в этом отношении можно будет наблюдать откат к 80-м годам. Власти США были введены в заблуждение своими аналитиками, в Белом доме полагали, что реальная власть (аятоллы) останется в стороне и допустит в стране честные выборы. Хотя выбор все равно происходил между четырьмя кандидатами, которые доказали свою приверженность режиму и духовному лидеру Хаменеи. Ни одно важное решение в стране не принимается без ведома Хаменеи. Когда-то Wall Street Journal опубликовал репортаж о том, что победа Хатами на президентских выборах 1997 года стала возможной благодаря поддержке аятоллы Хаменеи, хотя сам духовный лидер ни разу публично не озвучил свою позицию. То же самое происходит и сейчас.

— Кто такие «Стражи Исламской революции», какова их роль в политической жизни страны?

— «Стражи Исламской революции» — старейшая исламская политическая организация, возникшая после принятия конституции 1906 года, в годы Иранской революция 1905 – 1911 годов. После Исламской революции 1979 года Стражи получили право накладывать вето на любой парламентский законопроект, который по каким-то причинам мог показаться им антиисламским. Это превратило «Стражей Исламской революции» в наиболее влиятельную силу, решающую судьбы нации. Одна из главных причин отсутствия в стране демократической оппозиции — противодействие Стражей. Духовный лидер много раз вынужден был смягчать радикальную позицию этой группировки. Ядерная программа полностью под его контролем. «Реформист» Хатами, как хвастались его приближенные, тянул время и обманывал Запад, а ядерная промышленность Ирана тем временем стремительно развивалась. Ахмадинеджад перехватил его инициативу.

— Кто-то из кандидатов в ходе предвыборной кампании затрагивал вопросы, касающиеся положения евреев и других религиозных меньшинств?

— Многие иранские евреи симпатизировали Каруби, который, в бытность спикером Исламской ассамблеи, в 2002 году принял закон, уравнивающий ценность жизни представителя религиозного меньшинства и мусульманина при выплате компенсации в случае увечья или непреднамеренного убийства. Конечно, «Стражи Исламской революции» наложили на закон вето, посчитав его антиисламским, но впоследствии он был принят снова — благодаря оппозиционной партии, стремившейся произвести благоприятное впечатление на Запад. Тем не менее на выборах Каруби набрал всего 0,8 процента голосов! В послевыборной речи разочарованный Каруби извинился перед своими избирателями, среди которых были представители религиозных меньшинств, за то, что не сможет защитить их права. Разумеется, он ничего не может сделать для них, пока сама конституция государства утверждает превосходство мусульманина над представителем религиозного меньшинства во всех областях жизни.

Анна Заславская

{* *}