Top.Mail.Ru

Мама куклы Барби

04.11.2016

В течение 13 лет она убеждала мужа создать куклу с более взрослыми и округлыми формами, но он считал это безнравственным. В итоге вложившись в производство сама, она создала куклу Барби, покорившую весь мир. Однако жизнь успешной женщины обрушилась, когда у нее обнаружили рак груди и обвинили в коррупции. Рут Хэндлер нашла в себе силы подняться: уже через год ее компания по производству протезов груди стала приносить миллионы долларов.

Она уже давно замечала, что ее дочь Барбара предпочитает игре с маленькими «пупсиками» театрализованные постановки с вырезанными из журналов силуэтами моделей. И в какой-то момент, отправляя в корзину для мусора очередной изрезанный дочерью журнал, Рут Хэндлер решила поговорить с мужем, управляющим бизнесом по изготовлению декоративных рамок для картин.

Она предложила ему создать линию кукол с более взрослыми очертаниями. И услышала в ответ, что это глупости: «Дети должны играть с детскими игрушками. Пожалуйста, занимайся делами по дому, а вопросы бизнеса оставь мне». То, что жену нужно было послушать еще тогда, в 1946 году, Эллиот Хэндлер поймет лишь через 13 лет, когда вышедшая в продажу кукла Барби моментально принесет семье миллионы долларов.

Рут Москович родилась 4 ноября 1916 года в городке Денвер штата Колорадо и была десятым ребенком в еврейской семье, эмигрировавшей в США из Польши. В столь большой семье, в которой к тому же после ее рождения тяжело заболела мать, девочке пришлось начать работать уже в 10 лет. Идеи о собственном бизнесе всегда манили ее. И лишь только закончив колледж и выйдя замуж за Эллиота Хэндлера, вздыхавшего по ней еще со школьной скамьи, Рут тут же поддержала решение мужа открыть небольшой семейный бизнес. Эллиот, так и не воплотивший свою мечту стать художником, занялся изготовлением деревянных рамок для картин.

Рут же устроилась секретарем на киностудию Paramount, одновременно успевая рекламировать и распродавать товары мужа. Несмотря на их совместные усилия, какого-нибудь значимого дохода бизнес не приносил. Правда, ровно до той поры, пока Рут не предложила из остатков древесины, которая просто выбрасывалась, делать мебель для кукол. Идею опять же подала их дочь, маленькая Барбара, выстраивавшая кровати для кукол из спичечных коробков и всего, что попадалось под руку.

Первые же экземпляры кукольной мебели оказались более чем востребованы, и к работе был привлечен друг семейства, Харольд Мэтсон. В названии зарегистрированной по этому случаю в 1944 году компании Mattel (от двух сокращенных имен – MATT (Mattson) и EL (Elliot)) место для буковки от имени Рут не нашлось. По мнению Эллиота, женщине необходимо было заниматься детьми и домом, о чем, как мы помним, он еще раз напомнил Рут в 1946 году.

Вспомнить о разговоре более чем десятилетней давности Эллиоту пришлось, когда они вместе с Рут и детьми отдыхали в Европе. Вернувшись из магазинов, Рут показала ему куклу Лилли, имевшую весьма откровенные формы, которые мало скрывали ее наряды. Крашеная блондинка Лилли была выпущена в 1955 году по мотивам популярного комикса западно-германской газеты Bild и продавалась чуть ли не в каждом баре. Вернувшись в Штаты, Рут сразу же дала задание дизайнерам фирмы разработать куклу с формами молодой и успешной женщины. Впервые кукла Барби, имя которой Хэндлеры дали в честь дочери Барбары, была продемонстрирована компанией Mattel в 1959 году на ежегодной ярмарке детских игрушек.

Чего уж там скрывать, тянущиеся к игрушке детские руки одергивались родителями за столь откровенные очертания куклы. По этой же причине оптовые покупатели, считавшие, что родители вряд ли купят своим дочерям такую куклу, оставили стенд Хэндлеров без внимания. Казалось, это был провал, наверняка еще и подкреплявшийся словами мужа о том, что он был прав в бесперспективности такой затеи. Но Рут, не сдаваясь, на собственные накопления провела рекламную кампанию на телевидении. И через несколько дней в офисе компании Mattel раздался первый звонок с заказом на партию кукол. После телефон уже не умолкал ни на минуту. Штаты захватывала «барбимания», как известно, вскоре перекинувшаяся и на весь остальной мир. Первые десять лет производства принесли супругам полмиллиарда долларов. Кроме того, линейка кукол постоянно увеличивалась. Вслед за Кеном появились кузины и кузены Барби, и сегодня в «родственниках» уже более 20 кукол, у каждой из которых своя жизнь с домами, машинами, гардеробом и прочей атрибутикой, приносящей огромные доходы компании Хэндлеров.

Рут сразу же стала объектом восхищения миллионов женщин Америки, многие из которых вслед за ней забросили фартуки домохозяек и принялись за свой бизнес. Саму Рут пригласили вице-президентом Ассоциации производителей игрушек, и она стала первой женщиной на этом посту, как, впрочем, и первой женщиной – членом совета директоров Федеральной резервной системы США. В 1970 году президент Никсон назначил ее членом Консультативного совета по делам бизнеса при президенте. Ее деловую хватку ставили в пример, и казалось, ничто не может сломить более чем успешную Рут, но в начале 80-х у нее обнаружили рак груди. Позднее она говорила: «Рак груди на время разрушил мою уверенность в себе». Вернувшись после операции в компанию, через время она отказалась от руководства и оставила за собой лишь почетный пост президента. А в 1978 году ей пришлось и вовсе уйти из компании. В 1975 году ее обвинили в манипуляции ценными бумагами компании, и хотя вина Рут так и не была доказана, ее приговорили к пяти годам условного срока и 2500 часам общественных работ.

Еще вчера успешную бизнес-леди, не сходившую с обложек газет и экранов телевизоров, начали осуждать и преследовать. «Мне казалось, что на меня все указывают пальцем. Я не могла выйти на улицу. Даже в свою собственную квартиру я поднималась только в грузовом лифте», – вспоминала она позднее. Вместе с ней из компании ушел и муж Эллиот. Выплатив наложенный судом штраф, семья была на грани банкротства.

Казалось, отчаяние и затяжная депрессия были просто неминуемы. Но Рут выстояла. Не прошло и года, как вновь тысячи женщин с благодарностью и уважением отзывались о ней и ее компании по производству протезов груди Ruthon. Постигшую ее беду и связанный с ней опыт она обратила в пользу для женщин, перенесших мастэктомию. Из этих женщин состоял и штат ее фирмы, являясь одновременно и лучшей рекламой. Качество протезов было безупречным, и уже через год объем продаж превысил миллион долларов.

Вплоть до своей смерти в 2002 году Рут возглавляла компанию и финансировала очень многие проекты по профилактике и лечению рака груди. На частые же вопросы, как не впасть в отчаяние в, казалось бы, безвыходных ситуациях, Рут Хэндлер отвечала: «Не цепляйтесь за потерянное, как бы велика ни была эта потеря. Найдите себе другое занятие. У меня было много кошмаров, но я всегда находила силы подняться и двигаться дальше».

{* *}