Top.Mail.Ru

Комикс как вид искусства

13.01.2005

Третьего января на 88-м году жизни скончался Уилл Айснер (Will Eisner), по праву считающийся «отцом современного комикса». Одной из причин его ухода стали осложнения после хирургической операции в медицинском центр Флориды.

По словам Дениса Китчена (Denis Kitchen), который более тридцати лет являлся агентом и издателем знаменитого художника, «Уилл был самым продвинутым новатором в индустрии комиксов». Работать в этой отрасли он начал еще в 1930-х и стал первым художником, подавшим идею дополнять рисунок, передающий эмоциональное состояние того или иного персонажа, знаками в «облачке» над его головой. Он же ввел своеобразную моду на сюжеты, посвященные супружеским ссорам, налоговым проверкам, проблемам городской жизни и тяжелой работы.

«Уилл признавал только высшие стандарты выполнения работы, — вспоминает карикатурист Макс Аллан Коллинз (Max Allan Collins), идеи которого были позднее воплощены в фильме «Проклятый путь» (“Road to Perdition”) c Томом Хэнксом в главной роли. — И далеко не все любители комиксов были в состоянии оценить и понять его идеи, воплощенные на бумаге. Ведь для Уилла комиксы, которые кажутся многим лишь сериями цветных картинок, этаким развлечением, были способом передать читателям нечто более серьезное». Жанр «графической новеллы» предполагает сочетание комикса и литературного произведения. Первая такая «новелла» Айснера была опубликована в 1978 году и называлась «Контракт с Б-гом» («A Contract with God»). В ней рассказывалось о детстве самого Уилла, еврейского эмигранта в Бруклине. «Уилл был одарен талантом вселять в сердца людей надежду, даже если все вокруг катится под откос», — рассказывает Роберт Уайл (Robert Weil), исполнительный редактор издательства «W. W. Norton», которое в этом году планирует выпустить еще две книги Айснера.

В 1940 году Уилл Айснер стал учредителем еженедельного газетного приложения «The Spirit», ставшего самым памятным из его творений и включавшего в себя три комикса с разными историями. Некоторое время спустя «The Spirit» обрел бешеную популярность. Главным героем его стал детектив Денни Кольт, отравленный учеными и похороненный заживо. «Восстав из мертвых», он встал на защиту мифического Города, прообразом которого был, естественно, Нью-Йорк. В 1998 году, в одном из своих интервью сам Айснер признался, что рисует комиксы «для пятнадцатилетних кретинов из Канзаса». А вот своим «The Spirit» он сломал все стандарты, определявшие до того форму комикса: «The Spirit», обронил как-то художник, это «чтиво для 55-летнего малого, у которого сегодня в метро украли бумажник; разве с подростком поговоришь о душевной ране!».

Художник-карикатурист Майкл Чабон (Michael Chabon) говорит об Айснере так: «Уилл, несомненно, стал первым в истории комиксов человеком, который рассматривал их как отдельный вид искусства, а не как бульварные картинки. На его фоне даже самые талантливые мастера комикса выглядели посредственностью». Пол Левиц (Paul Levitz), президент издательства «DC Comics», признает: «Уилл был пионером в искусстве карикатуры и комикса. Нам всем будет его не хватать».
{* *}