Top.Mail.Ru

Артур Миллер против расизма

11.03.2008

miller.jpgВ ноябре этого года будут изданы ранее неопубликованные романы и рассказы известного американского драматурга ХХ века Артура Миллера. На страницах этих произведений писатель резко критикует американский расизм задолго до того, как эта тема была поднята движением за гражданские права. Кроме того, представленных в них персонажей можно соотнести с Миллером и его женой Мэри Слэтери, которую он оставил ради Мэрилин Монро.

Произведения, написанные до появления таких работ, как «Смерть коммивояжера» и «Суровое испытание», обнаружил выдающийся исследователь и романист Кристофер Бигсби, которому писатель позволил работать со своими личными бумагами в 2005 году.

Как известно, Миллер не доверял биографам и с осторожностью рассказывал им о своей жизни, выбирая основные моменты, а в беседах о своих произведениях он часто переходил, по его собственному выражению, на «пустую болтовню». Однако профессор Бигсби пользовался особым расположением Миллера, он испытывал к биографу такое уважение, что даже присылал ему копии своих пьес для критического анализа. Узнав о желании Бигсби написать работу «Артур Миллер: полная биография», писатель открыл для Бигсби свой личный архив.

Книга будет опубликована в ноябре этого года и расскажет историю убежденного нью-йоркского либерала, сына еврейских эмигрантов. Он рисковал попасть в тюрьму за вызов Комиссии сената по расследованию антиамериканской деятельности и осуждал сенатора Джозефа Маккарти за гонения сторонников коммунистов в произведении «Суровое испытание». В биографию также войдут ранее неизданные произведения писателя: два романа 1940-1950 годов и пять коротких рассказов, написанных в период между 1938-м и 1940 годом.

В самом начале его творческого пути журналы отказывались печатать произведения Миллера, не доверяя нищему, страстно желавшему опубликоваться выпускнику университета в Мичигане. К тому же, некоторые отрывки, в частности сексуальные сцены, описывались слишком подробно для литературной морали того времени. Позже многие его произведения стали шедеврами. Среди них пьесы «Вид с моста», история измены в семье иммигрантов, и «Все мои сыновья», рассказ о мануфактурщике, организовавшем производство из поврежденных во время войны материалов.

Один из рассказов, относящийся к 1940 году, является основой для написанной девять лет спустя драмы «Смерть коммивояжера». Его название – «Шлейфер, Альберт, 49» – вызывает ассоциации с посмертной заметкой в газете. Автор рассказывает о неудачливом торговце, покончившем жизнь самоубийством, совсем как Вилли Ломан, персонаж пьесы, принесшей Миллеру Пулитцеровскую премию.

Как заметил профессор Бигсби, основатель и директор Центра по изучению творчества Артура Миллера при Университете Восточной Англии, если в рассказе при совершении самоубийства главного героя фигурирует поезд, то Ломан для тех же целей садится в собственный автомобиль. Обычно творчество Артура Миллера называют реалистичным. Ранние же произведения представляют собой поток сознания. «В начале своей карьеры Миллер писал экспериментальную прозу», — отмечает Бигсби.

Второй роман, обрывающийся на 180-й странице, отражает обеспокоенность автора проблемами расизма. Профессор Бигсби отмечает следующее: «Я не знал, что в ранний период жизни его так беспокоили расовые вопросы. Всем известен его интерес к антисемитизму, но не к отношениям между черными и белыми. С началом движения за гражданские права он занял менее активную позицию, но его ранние произведения показывают, что его беспокоила ситуация в отношении чернокожих американцев».

Авторские оригиналы этих произведений останутся в собственности семьи Миллера. Профессор Бигсби, чей последний роман «Сто дней, сто ночей» вышел в свет на прошлой неделе, полагает, что автор не стал бы возражать против издания этих рассказов. Однако по поводу публикации романа Бигсби выразил сомнение: «Думаю, Миллеру не хотелось бы выставлять на суд публики роман, рассказывающий его собственную историю, где прототипы персонажей легкоузнаваемы».

Некоторые факты биографии Артура Миллера:

– Отец Миллера Исидор, владелец магазина и производитель женской одежды, потерял все деньги во время обвала рынка в 1929 году.

– Чтобы оплатить образование, Миллеру пришлось поработать певцом на радио, водителем грузовика и работником склада.

– Работая над сценарием к фильму «История рядового Джо» (1945), Миллер отправился в поездку по армейским лагерям, чтобы создать правдоподобную основу для рассказа о юноше, которого не взяли на службу из-за полученной футбольной травмы.

Оксана Ширкина

{* *}