Top.Mail.Ru

Офелия в бегах

28.07.2023

Она воплотила на экране эталон «хрупкой женщины». Сам Бернард Шоу требовал для неё главных ролей. Как личная история Элизабет Бергнер удостоилась шести «Оскаров».

Известная почти всем киноманам картина «Всё о Еве» до сих пор занимает место в двадцатке лучших голливудских фильмов за всю историю. В её основе – рассказ о молодой и коварной дебютантке, которая крадёт карьеру и мужа у великой бродвейской звезды. А ведь сюжет этот основан на вполне реальной истории: в расставленные сети интриги угодила сама Элизабет Бергнер.

В истории театра и кино её считают одним из эталонных воплощений амплуа «хрупкой женщины» – femme fragile. В противоположность «роковой женщине» – femme fatale. И задатки к тому были сразу. Родившись в 1897 году в Дрогобыче, входившем тогда в состав Австро-Венгерской империи, она уже в детстве отличалась на фоне сверстниц своей миниатюрностью и хрупкостью.

В десять лет она вместе с сестрой и братом прошла несколько сеансов у родоначальника групповой психотерапии Якоба Леви Морено – для выявления склонностей к тому или иному ремеслу. Он сразу разглядел в ней талант и заявил её родителям: «Она станет актрисой!» Те лишь отмахнулись: «Только этого нам не хватало!»

Однако всего четыре года спустя Элизабет дебютировала на театральной сцене и спустя ещё два года уже добилась славы. Успех 16-летнему дарованию принесла роль Розалинды в шекспировской пьесе «Как вам это понравится». С ней она объехала с гастролями чуть ли не всю Австрию и Германию. В общей сложности роль Розалинды она исполнила более 560 раз!

Очаровательное создание с каштановыми локонами и тёмными глазами покорило зрителей и критиков. «“Бергнер! Бергнер!” – кричал зал, – вспоминал писатель Курт Тухольский. – А мы желали ей только самого лучшего, молясь, чтобы Б-г сохранил её такой, какая она есть: молодой, красивой, грациозной. И чтобы она никогда не снималась в кино».

Но, конечно, последнему не суждено было сбыться – Элизабет Бергнер была дитём своего времени, а миром уже начинал править кинематограф. И в 1924-м она снимется в немецком немом фильме «Евангелист».

А тогда, блистая на театральной сцене, она покоряла зрителей образами хрупких и невинных героинь. И не только зрителей. Когда она играла Офелию, в неё без памяти влюбился актер Александр Моисси, исполнявший роль Гамлета. Однако, как и в пьесе, хеппи-энда не последовало – Элизабет отвергла все его ухаживания.

Вероятно, ей было просто не до того. Ведь в тот же период времени она прониклась коммунистическими идеями. И не просто прониклась: она была даже связной Белы Куна – лидера венгерской революции. Через Элизабет шёл обмен сообщениями между Куном и руководством австрийской компартии. Но об этом периоде своей жизни она предпочитала не распространяться даже спустя много лет.

Тем более что в её жизни начинала разворачиваться настоящая трагедия. Никак иначе финал её отношений с именитым немецким скульптором Вильгельмом Лембруком не назовешь. Работа санитаром в госпитале в годы Первой мировой серьезно повлияла на его психику: после увиденных ран и смертей он страдал глубокими депрессиями и навязчивыми идеями. Одной из таких идей стало желание вступить в связь с Элизабет – дабы вылечиться от венерической болезни. Он вбил себе в голову, что только она способна его исцелить.

Они познакомились во время её гастролей в Германии. И она даже согласилась ему позировать в качестве модели. Но он умолял её о близости. Она скептически отнеслась к доводам ухажера и прекратила общение, а в 1919-м уехала в Вену. Но следом получила отчаянную телеграмму: «Если хочешь меня спасти, возвращайся!». Актриса ничего не ответила, а через два дня узнала из газет, что Лембрук свел счеты с жизнью. Смерть скульптора настолько потрясла Элизабет, что она на несколько месяцев прервала выступления и даже обратилась к психиатру. Но нашла в себе силы вернуться на сцену, а в 1922-м решила окончательно перебраться в Берлин.

В германской столице она быстро приобрела такую известность, что Бернард Шоу просил главу Немецкого театра Макса Рейнхарда дать ей главную роль в пьесе «Святая Иоанна». А сыграв однажды в фильме «Ню» режиссера Поля Циннера, она стала затем главной звездой почти всех его картин. Именно он снял «Фройляйн Эльза», которая стала самой успешной картиной для Элизабет. В этой драме она играла типичную для себя роль femme fragile. Коллеги по цеху говорили, что Элизабет обладает неземной эльфийской красотой, и роли за ней со временем закрепились соответствующие: обычно она играла невинных и несчастных героинь.

В 1933-м, после прихода к власти в Германии нацистов, Элизабет вместе со своим бессменным режиссером Полем Циннером, с которым у неё к тому времени уже завязался роман, решили под воздействием друзей не испытывать судьбу и переехали в Лондон, где они и поженились. За этим браком не стояло особо пылкой страсти – скорее, годы дружбы и творческого партнерства. Но, возможно, именно поэтому брак оказался столь прочным: супруги прожили вместе почти 40 лет – вплоть до смерти Поля в 1972 году.

Поскольку оба хорошо знали английский язык, они успешно продолжили карьеру в Лондоне. Правда, Элизабет стеснялась немецкого акцента, и поначалу её приходилось чуть ли не силой выталкивать на сцену. Впрочем, публику акцент нисколько не волновал, тем более что Элизабет довольно быстро от него избавилась.

Ей даже довелось сыграть в пьесе «Мальчик Давид» легендарного драматурга Джеймса Барри – автора «Питера Пэна». В основу сюжета легла библейская история о Давиде и Сауле. И хотя критикам постановка не понравилась, сам писатель был в таком восторге, что упомянул актрису в своём завещании. Он оставил Элизабет 10 000 долларов – немалую сумму по тем временам – с ремаркой: «за лучшее исполнение моей пьесы, которое я когда-либо видел».

В 1934-м Бергнер сыграла главную роль в новом фильме своего мужа «Восхождение Екатерины Великой». Экранную пару в роли Петра III ей составил Дуглас Фэрбенкс – сын легендарного актера немого кино, названный в честь отца. Но в нацистской Германии картина сразу попала под запрет – якобы работники всех кинотеатров страны дружно и добровольно отказались её показывать. Однако всем было понятно, что дело в Элизабет.

Такой бойкот вызвал возмущение даже у британского правительства, а в парламенте был поднят вопрос: следует ли из этого запрета, что ни один британский фильм, в котором играют актеры еврейского происхождения, не будет показан в Германии? Элизабет этот запрет привёл в ярость. Актриса стала убеждать остающихся пока в Германии коллег-евреев немедленно покинуть страну. Помогала она не только словом, но и деньгами.

Её собственная карьера в Британии складывалась настолько успешно, что она ни в чём не нуждалась и поначалу отвергала все поступавшие из Голливуда предложения. «В Лондоне мне хорошо платят, – признавалась Элизабет. – Я не иду в Голливуд, потому что боюсь его. Мы с ним не сочетаемся. Там я буду не в своей тарелке – прямо как рыба на суше. Голливуд – искусственный, да и давление там велико. Мне всё это чуждо».

И тем не менее в 1940-м она неожиданно для всех вместе с мужем уезжает в США. Этот шаг вызвал возмущение у британцев. Особенно их разозлило, что Элизабет бросила работу над фильмом «49-я параллель». Он изначально задумывался как «наш ответ Геббельсу»: британское управление информации предложило режиссеру Майклу Пауэллу снять антинацистский фильм. Он был призван подтолкнуть пока ещё нейтральные Штаты к войне против Германии. Актёры, в том числе Элизабет Бергнер и Лоуренс Оливье, осознавая важность темы, согласились сниматься за символические гонорары.

Планировалось, что фильм выйдет в американский прокат в 1940-м, но его удалось выпустить только двумя годами позже. Сыграло роль и бегство Элизабет – на замену взяли другую актрису, поэтому часть сцен пришлось переснять заново. И хотя картину приняли тепло, её главная задача к тому времени уже потеряла актуальность – гораздо убедительнее фильма оказалось нападение Японии на американскую военную базу в Перл-Харборе 7 декабря 1941-го, после которого США вступили во Вторую мировую войну.

Однако британские поклонники из-за этой истории с фильмом отвернулись от Элизабет, упрекая в трусости. Но она застала первые ужасы фашизма своими глазами и не понаслышке знала, на что способны нацисты. И опасалась, что Британия может просто не выстоять под их натиском. А за океаном она себя чувствовала в большей безопасности.

Правда, в Америке супругам пришлось всё начинать с нуля. Муж пошёл работать в Голливуд, а вот она, как прежде и предполагала, не могла найти себе там место. За всё проведенное в Штатах время она снялась только в одном фильме – провалившемся «Парижском запросе».

Тогда Элизабет решила вернуться в театр – и не прогадала! Бродвейская постановка «Две миссис Кэрролл» собрала аншлаг и принесла актрисе награду за главную роль в театральном сезоне. У неё снова появилась возможность посылать деньги пытавшимся бежать от нацистов знакомым. И она немедленно ею воспользовалась. В частности, благодаря её материальной поддержке в США в 1941-м смог перебраться известный драматург Бертольд Брехт. Актриса также щедро жертвовала средства для вывоза из Германии еврейских детей.

Как раз во время работы над спектаклем «Две миссис Кэрролл» и случилась история, легшая в основу фильма «Всё о Еве». Одна поклонница постоянно караулила Элизабет у театра и не пропускала ни одного представления. Такая преданность польстила актрисе, и она взяла её в личные помощницы. Девушка рассказала, что сама мечтает об актерской карьере, и ничего не подозревающая Элизабет выбила для нее роль в бродвейском шоу.

Но вскоре Элизабет заметила, что девушка подбивает клинья к её мужу. А однажды увидела, как новоиспеченная актриса учит строки из её собственной, Элизабет, роли. Тогда-то она осознала, кого пригрела: осмелевшая дебютантка задумала присвоить себе её жизнь – начиная с мужа и заканчивая карьерой!

Но в отличие от героини фильма «Всё о Еве», Элизабет не пустила дело на самотёк. Она добилась, чтобы предательницу выгнали из театра, и уничтожила её карьеру. А потом поделилась этой историей с писательницей Мэри Орр, которая и опубликовала в журнале Cosmopolitan рассказ на её основе. А позднее сценарист Джозеф Манкевич переработал его в сценарий фильма, получившего целых шесть «Оскаров»!

Несмотря на успех бродвейских постановок, Элизабет всё чаще задумывалась об отъезде из Америки. Виной тому стала развернувшаяся в США политика маккартизма и охоты на ведьм. А Элизабет с её прошлым – левыми взглядами и подпольной работой на коммунистов – было чего опасаться.

Следующие годы в её жизни, наверное, правильно будет назвать метанием. В 1949-м она едет вроде бы в гости в недавно образованный Израиль – по приглашению местного театра «Охель». Но проведёт она там не две недели, как планировала, а три месяца, выйдя на сцену в общей сложности 70 раз – настолько восторженным был приём. Солидную часть гонораров от тех выступлений Элизабет передавала в помощь раненным в борьбе за независимость Израиля солдатам.

В 1950-м она вместе с мужем, к всеобщему удивлению, неожиданно возвращается в Лондон, но задерживается там недолго: британские зрители не забыли её побега. Тогда она решается на новое возвращение – на этот раз в Германию. Она опасается этого шага, не веря, что страна излечилась от антисемитизма. Но особого выбора у неё нет – её личная география не бесконечна. И она принимает предложение выступить в Западном Берлине. А после этого – в старейшем действующем венском Театре в Йозефштадте.

Мало-помалу к ней начала возвращаться если не довоенная слава, то популярность на континенте. Пик её пришелся на 1960-е: актрисе то и дело предлагали главные роли в австрийских и немецких театрах. А к концу 1960-х даже британская публика сменила гнев на милость: Элизабет появлялась на английском телевидении и радио, а потом и на театральных подмостках.

Примечательно, что последнюю театральную роль в своей жизни она сыграла именно в Лондоне в 1973-м. Но актерская карьера на этом не завершилась – ещё целое десятилетие после ухода из театра актриса продолжала играть в кино.

В своем последнем фильме Элизабет снялась в 1982-м – на тот момент ей было уже 85 лет. Но по отзывам кинокритиков, «она превратилась в очаровательную и очень живую, хотя временами и непостижимую старушку». Элизабет Бергнер скончалась 12 мая 1986 года в своём лондонском доме в возрасте 88 лет. Сегодня её имя носит один из берлинских парков.

Анастасия Морева

{* *}