Top.Mail.Ru

Трижды Дэй-Льюис

25.02.2013

В Лос-Анджелесе в воскресенье прошла 85-я церемония вручения премии Американской киноакадемии «Оскар». Лучшим исполнителем главной мужской роли был признан британец Дэниел Дэй-Льюис, сыгравший президента США Линкольна в одноименной картине Стивена Спилберга


Дэниел Майкл Блэйк Дэй-Льюис — единственный актер, трижды удостоенный премии «Оскар» за лучшую мужскую роль. Родился актер в 1957 году в Лондоне. Его отец — известный английский поэт ирландского происхождения Сесил Дэй-Льюис, в 30-е годы считавшийся «британским Маяковским». Мать Дэниэла, актриса Джилл Бэлкон, — еврейка, дочь знаменитого кинопродюсера сэра Майкла Бэлкона, сыгравшего одну из ключевых ролей в истории английского кинематографа (он, к примеру, продюсировал многие ленты Хичкока).

В своих интервью Дэниел Дэй-Льюис любит говорить, что всегда хотел играть на сцене, что серьезное решение выбрать эту стезю принял уже в двенадцатилетнем возрасте, однако, испытав душевный кризис, связанный со смертью отца в 1972 году, попытался пересмотреть свою жизнь и даже собирался заняться ремеслом столяра-краснодеревщика. И все же стремление к профессии актера, сущность которой Дэй-Льюис видит, прежде всего, в том, что она, по его словам, «позволяет менять кожу», вернуло его на сцену. Дэй-Льюис учился в Бристольской школе искусств, одновременно выступая в бристольском филиале театра «Олд Вик», в дальнейшем преобразованном в Национальный молодежный театр.

Первую крупную роль он сыграл в телевизионной пьесе «Сколько миль до Вавилона?» (1981). В 1983 – 1984 годах в роли шекспировского Ромео он участвовал в мировом турне Королевской шекспировской труппы. Если не считать появления в эпизоде у Джона Шлезингера в фильме под названием «Воскресенье, проклятое воскресенье», произошедшем в двенадцатилетнем возрасте, кинодебют Дэй-Льюиса состоялся в 1982 году в картине «Ганди» (реж. Ричард Аттенборо).

Однако известность актер приобрел после «Моей прекрасной прачечной» (1985, реж. Стивен Фрирз). Здесь он сыграл молодого лондонского панка, который становится близким другом своего сверстника-пакистанца, пытающегося модернизировать полученную им в подарок от дяди старую прачечную. Казалось, что Дэй-Льюис нашел свое кинематографическое амплуа — незакомплексованного, рослого, стройного молодого человека с крупными чертами лица, большим подбородком и открытым лбом. Однако уже в следующем году стало ясно, что начинающий актер не собирается подчиняться господствующему в кино принципу типажности и, в лучших традициях британской школы, старается найти характерность в своих персонажах.

В экранизации раннего романа Э. Форстера «Комната с видом» (1986, реж. Джеймс Айвори) он играет чопорного, неуклюжего в проявлении своих чувств аристократа Эдвардианской эпохи (первое десятилетие XX века), помолвку с которым рвет молодая героиня Хелены Бонэм-Картер, ценою светского скандала завоевывая право следовать зову сердца. Сатирическую характерность внешнего рисунка роли Дэй-Льюис сочетает с тонким психологическим проникновением в душевное состояние своего неудачливого героя. Следующий успех актера связан с современной «типажной» ролью в экранизации романа Милана Кундеры «Невыносимая легкость бытия» (1988, реж. Филип Кауфман). Его герой, аполитичный гедонист Томаш, молодой чешский нейрохирург, запоминается сочетанием некоего душевного холода, который сообщает его бытию «легкость», и внутреннего ощущения обреченности, обусловленного «невыносимостью» этого бытия. Очередное отклонение в область характерного — роль страдающего врожденным церебральным параличом ирландского художника Кристи Брауна в его экранизированной биографии (фильм «Моя левая нога», 1989, реж. Джим Шеридан). Достовернейшее изображение буйного темперамента, бьющегося в скрюченном параличом теле, принесло актеру первого «Оскара» за лучшую мужскую роль.

Тем не менее, законы Голливуда жестоки: молодые звезды должны играть соответствующие их имиджам роли. И вот коммерческий успех: охотник Соколиный Глаз в экранизации «Последнего из могикан» по роману Фенимора Купера (1992, реж. Майкл Манн). Дэй-Льюис оказался на вершине успеха, любимый зрителями и коллегами (в их числе была и такая звезда, как Джулия Робертс). Однако приближавшийся к зрелости актер не собирался сдаваться, продолжая считать перевоплощение главным признаком своей профессии, о чем свидетельствовали две совершенно противоположные роли: молодого ирландца, несправедливо осужденного по обвинению в терроризме («Во имя отца», 1993, реж. Джим Шеридан) и американского аристократа XIX века, пронесшего через всю жизнь тайную страсть к одной женщине («Век невинности», 1993, реж. Мартин Скорсезе).

На исходе последнего десятилетия прошлого века Дэй-Льюис объявил, что устал от кино и поселился в Италии, где (по слухам) подрабатывал сапожником. Утверждают, что Скорсезе, Леонардо Ди Каприо и продюсеру Харви Вайнштейну стоило немалых усилий убедить его изменить свое решение и принять участие в съемках нового фильма Скорсезе — «Банды Нью-Йорка» (2002). Хотя и за эту работу актер был выдвинут на соискание «Оскара», Дэй-Льюис уверял, что не планирует больше сниматься в кино.

В 2007 году вышел фильм «Нефть» режиссера Пола Томаса Андерсона, где Дей-Льюис сыграл алчного нефтепромышленника Дэниела Плейнвью. 24 февраля 2008 года за эту роль Дэй-Льюис получил свой второй «Оскар» как лучший актер.

После «Нефти» Дэй-Льюис снялся в мюзикле 2009 года «Девять», а в 2012 году согласился на роль 16-го президента США Авраама Линкольна в байопике Стивена Спилберга «Линкольн». За ее исполнение многими кинокритиками он был признан лучшим актером 2012 года и удостоился второго «Золотого глобуса», а также третьего «Оскара», став единственным актером, удостоенным этой награды трижды.

В 1996 году Дэй-Люис женился на Ребекке Миллер, дочери всемирно известного американского драматурга Артура Миллера и известного фотографа Инге Морат, уроженки Австрии. Ребекка Миллер, которая на пять лет моложе своего мужа, — актриса, сценарист и режиссер независимого кино. В их семье, которую можно назвать весьма крепкой и (по голливудским меркам) долговечной, подрастают двое сыновей четырнадцати и десяти лет. В одном из интервью Дэй-Льюис заявил, что не получил полноценного религиозного образования и назвал себя «убежденным агностиком».


Роберт Берг

{* *}