Семейка Ангелов

18.05.2016

Ателье еврейской семьи Ангелов вот уже более 175 лет создает костюмы для самых знаменитых в мире театров и киностудий. Платья для «Золушки» и «Клеопатры», шляпы для «Индианы Джонса» и «Великого Гэтсби», амуниция для «Звездных войн» и «Гладиатора» – художники ателье 37 раз брали «Оскар» за лучший дизайн костюмов. А начиналось все в XIX веке с мрачного кладбища, где работал бедный, но бойкий еврейский паренек.

Ателье семьи Ангелов, основанное в 1840 году, считается одним из главных мировых поставщиков костюмов для знаменитых театров и киностудий. Этот бизнес вполне заслуженно можно назвать ровесником кино, ведь свой первый заказ для «синематографа» костюмерная получила больше века назад. Тогда дебютной работой Angels стало создание нарядов для британского немого фильма «Золушка» (фильм вышел в 1913 году). За последние 100 лет художники ателье 37 раз брали «Оскар» за лучший дизайн костюмов – первая статуэтка досталась им за работу над «Гамлетом» (1948) с Лоуренсом Оливье в главной роли, а за ним последовали «Звездные войны», «Доктор Живаго», «Великий Гэтсби» (в 1974-м и 2014-м) и «Отель “Гранд Будапешт”». В Angels шили костюмы и платья сразу для нескольких картин, номинированных и в этом году на «Оскар» и BAFTA (среди которых «Золушка», «Девушка из Дании» и «Шпионский мост»), мастера этого ателье обшивали героев сериалов «Аббатство Даунтон», «Подпольная империя» и «Игра престолов», а также создавали сценические наряды для культовых театральных постановок.

Легендарное ателье Angels Costumes расположено в довольно мрачном и скучном индустриальном районе на северо-западе Лондона. Но как только заходишь в его громадное хранилище площадью почти 50 тысяч квадратных метров, сразу же окунаешься в живую творческую атмосферу и начинаешь смотреть на легендарные киноработы глазами «посвященного». Коллекция Angels насчитывает более миллиона платьев и костюмов, и все они висят на многоуровневых вешалках общей протяженностью около 13 километров. Вся одежда и аксессуары разделяются по цвету, полу и исторической эпохе. Невероятно, но архивной базы данных у костюмерной нет – 120 сотрудников Angels могут найти все предметы гардероба по памяти. Впрочем, для облегчения процесса поиска все-таки в хранилище планируют ввести систему штрих-кодов.

На стенах первого этажа развешаны десятки черно-белых портретов известных актеров (на некоторых даже есть автографы), письма менеджеров киностудий и старые афиши. Повсюду расставлены манекены в знакомых костюмах: вот, к примеру, рубашка, брюки и шляпа Харрисона Форда из «Индианы Джонса», а вот – кремовая кандура Питера О’Тула из «Лоуренса Аравийского». Обычно такие вещи становятся экспонатами музея и живут под стеклом, а тут они служат наглядным материалом для актеров и дизайнеров. Залы в военном отделе забиты стеллажами со значками, пуговицами, пряжками, эполетами и доспехами, а в зале с женским нижним бельем с полок свисают белые и кремовые панталоны. В этом гигантском здании с климат-контролем каждые 2-3 недели проводят полную дезинфекцию – мысли о том, что коллекцию может попортить моль или плесень, даже не допускают.

В Angels используют традиционные техники пошива и все делают вручную. «Все так же, как 175 лет назад», – утверждает Тим Ангел, глава правления Angels и офицер ордена Британской империи. Мужской костюм шьется примерно за пять дней, женское платье – на порядок дольше. И даже мерки тут записывают по старинке – на деревянном столе у входа в портняжную мастерскую мужского костюма лежит огромный регистрационный журнал, где сохранились данные о мерках, снятых с известных звезд театра и кино.

Бизнес Angels был основан еврейским портным Дэниелом Ангелом, который эмигрировал в Британию из Германии в начале XIX века. Он поселился в доме на Севен Дайлс в Ковент-Гарден – районе, который пользовался в те времена дурной славой из-за обилия таверн, мелких театров и борделей (впрочем, ближе к концу столетия его репутация поправилась). Дэниел Ангел стал заниматься переделкой старой одежды, но особой прибыли это не приносило. Чтобы хоть как-то свести концы с концами и прокормить семью, он устроился смотрителем кладбища, на котором хоронили обеспеченных лондонцев. «Дэниел помогал вдовам пристроить одежду, оставшуюся после усопших джентльменов, – говорит Тим. – Он передавал эти вещи своему сыну Морису, а уже тот стал их продавать».

«Наш бизнес возник в самом сердце театрального мира столицы. Актерам нужно было где-то брать костюмы, они поначалу покупали их у нас, а потом кто-то из них попросил дать костюм на время – и так начался наш прокатный бизнес», – говорит Тим. Дело процветало, и семья использовала любые возможности, все время адаптируясь к новым обстоятельствам. Компания Angels шила костюмы для работников британского дипломатического корпуса во время Первой мировой войны и даже одевала ведущих радио в самом начале эры радиовещания. «Раньше английские дикторы новостей обязаны были вести эфир в вечерних платьях», – объясняет Ангел.

С 1990-х любой желающий может купить или взять напрокат шикарные платья и костюмы Angels – в прошлом году только под Хеллоуин компания заработала 2 миллиона фунтов. Тим Ангел уверен, что секретом долголетия его семейного бизнеса является любовь к своему делу, удача и изначально хорошее расположение их ателье. «Дэниел Ангел и предположить не мог, что этот его бизнес в центре Лондона сможет пойти настолько хорошо», – признается Тим. В начале 1930-х в семейном деле наметился раскол. «Такой кризис переживает любой семейный бизнес, обычно это случается в третьем поколении. Корни все равно оказались сильнее, и мы пережили этот критический момент», – признается старший из Ангелов.

Тим Ангел находится в кресле управляющего с 1986 года, а работать в ателье он начал в 17 лет. «Многие думают, что работать в семейном бизнесе очень просто, но это не так. Всегда хочется – ну, как минимум мне, – чтобы твой сын максимально себя проявил. Я хочу, чтобы мои дети работали лучше, чем другие», – добавляет Тим. Старший сын Тима, Дэниел, сейчас возглавляет отдел костюмов, а его дочь Эмма – отдел вечерних платьев.

Тим Ангел, которому исполнилось 65, хоть и подумывает о преемнике, но пока еще не готов уходить на пенсию. Но однажды это случится, и тогда новому директору придется непросто: чтобы удержать такой уровень, нужно очень постараться. «Да, мне удалось добиться того, что наша костюмерная стала одной из лучших в мире, но это не значит, что нам некуда расти», – говорит Тим.