Сказка сиониста

04.09.2020

Он дружил с королем Испании, преследовал Фрейда и уговаривал евреев помириться с арабами. За это его в Израиле не любили, но именно Иерусалиму учёный Абрахам Яхуда завещал всё своё наследие.

Абрахам Яхуда родился в 1877 году в Иерусалиме в богатой семье евреев смешанного сефардского и ашкеназского происхождения. Его отец, раввин Бенджамин Яхуда, был родом из уважаемой багдадской семьи, а мать Ребекка Бергман происходила из семьи раввинов, живших во Франкфурте. Первым наставником и учителем Абрахама стал его старший брат Исаак –коллекционер, знаток семитских языков и ислама. В будущем Исаак прославится, выпустив сборник арабских пословиц на иврите «Мишлей арав». Вслед за братом арабистикой увлекся и Абрахам – уже в 15 лет он написал свою первую книгу «Арабские древности», посвященную доисламской истории и культуре. И все это – на фоне изучения европейских языков и еврейских законов, нескольких направлений наук и искусства.

Абрахам Яхуда в юные годы

" border="0"/>

Абрахам Яхуда в юные годы

В 1895 году Абрахам отправился изучать семитские языки и востоковедение в университетах Германии и Франции. Во время учебы он сблизился с немецкими кружками сионистов. Среди его друзей были Шауль Черниховский и Йозеф Клаузнер. В 1897 году он приехал в Базель для участия в первом сионистском конгрессе и познакомился с врачом, мыслителем и соучредителем Всемирной сионистской организации Максом Нордау. Впоследствии он стал доверенным лицом Нордау и поучаствовал еще в трех всемирных сионистских конгрессах, неизменно заявляя о необходимости наладить диалог между арабами и евреями в Палестине.

Абрахам Яхуда в Мадриде в 1915 году

" border="0"/>

Абрахам Яхуда в Мадриде в 1915 году

В 1904 году Яхуда защитил докторскую диссертацию в Страсбургском университете, после чего преподавал в институте еврейских исследований при Берлинском университете. Начало Первой мировой войны вынудило его покинуть Германию и перебраться в нейтральную Испанию. В 1915 году Абрахама назначили профессором иудаики Мадридского университета – там он вел курсы по еврейской истории и литературе, а также по арабской культуре. Как известного специалиста его несколько раз приглашали ко двору короля Испании Альфонсо XIII. Во время этих встреч Яхуда просил монарха вступиться за евреев, которые страдали от растущего в Европе антисемитизма. Король прислушался к ученому и действительно поручил испанским миссиям в европейских странах оказывать помощь преследуемым евреям.

Король Испании Альфонсо XIII

" border="0"/>

Король Испании Альфонсо XIII

В 1920 году Яхуда вернулся в Иерусалим. Он был полон надежд: в родном городе начинали строить Еврейский университет и ему предложили поначалу преподавать в нем арабский язык и библеистику. Но вскоре приглашение отменили – все из-за идей Абрахама о необходимости культурного сближения арабов и евреев, которые не нашли одобрения в сионистских кругах. Разочарованный, он вскоре уехал в Лондон – по-прежнему, впрочем, полный решимости делать все возможное для сближения двух народов.

В 1921 году умер близкий друг и старший коллега Яхуды, ведущий европейский исламовед Игнац Гольдциер. Яхуда убедил Всемирную сионистскую организацию приобрести уникальную коллекцию книг Гольдциера для собрания Еврейской национальной библиотеки в Иерусалиме. «Гольдциер собрал лучшее из арабской литературы, его уникальная и прекрасная коллекция действительно может стать местом встречи арабских и еврейских учёных», – убеждал сионистов Яхуда. В будущем шесть тысяч томов редких книг из коллекции Гольдциера послужили основой для секции арабской культуры и ислама Национальной библиотеки Израиля.

Исламовед Игнац Гольдциер

" border="0"/>

Исламовед Игнац Гольдциер

В 1930-х годах Яхуда неоднократно писал письма руководителям сионистских организаций, требуя от них использовать любые возможности для сближения с арабами. Ученый не раз предлагал себя в качестве посредника между участниками конфликта, но его услугами не пожелали воспользоваться. Проарабская позиция Яхуды особенно возмущала Хаима Вейцмана – будущего первого президента Государства Израиль. Вейцман нелицеприятно отозвался о Яхуде в своей автобиографии, на что ученый ответил ему книгой «Суд над ошибками доктора Вейцмана».

Первый президент Израиля Хаим Вейцман

" border="0"/>

Первый президент Израиля Хаим Вейцман

В 1933 году Яхуда вызвал недовольство в научной среде, опубликовав книгу «Язык Пятикнижия и его отношение к египетскому языку». В ней он вывел теорию о ключевом влиянии древнеегипетского языка на иврит Пятикнижия, особенно на язык повествования об Иосифе и Исходе. Предположение Яхуды вызвало бурную дискуссию: его критиковали как библеисты, так и египтологи. Но их суровые оценки не переубедили Яхуду – свою теорию он продолжал отстаивать до конца жизни.

В свою очередь, Яхуда активно критиковал идеи других ученых. В 1938 году он пришел в дом Зигмунда Фрейда в Лондоне, чтобы воспрепятствовать публикации книги «Моисей и монотеизм». В том труде знаменитый психолог утверждал, что Моисей был не евреем, а высокопоставленным египтянином периода правления Эхнатона. «Мало ли сегодня у евреев проблем, чтобы еще заявить, что Моисей не был евреем, да к тому же погиб от руки евреев?» – негодовал Яхуда. Фрейд, несмотря на болезнь и преклонный возраст, остался спокоен: визит еврейского ученого лишь подстегнул его выпустить книгу как можно скорее.

С писателем Рамоном Пересом де Айла и учёным Альбертом Эйнштейном

" border="0"/>

С писателем Рамоном Пересом де Айла и учёным Альбертом Эйнштейном

В 1941 году Абрахам Яхуда иммигрировал в США, где получил место приглашенного профессора в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. В 1949 году он начал планировать переезд в только что созданное Государство Израиль, мечтая об открытии в Иерусалиме арабо-еврейского исследовательского центра на основе своей коллекции старинных книг и рукописей. Этой мечте не суждено было сбыться: помешали проблемы со здоровьем.

Буквально прямо перед смертью ученый заявил о желании передать свою огромную коллекцию древностей в Еврейскую национальную и университетскую библиотеку Иерусалима, впоследствии ставшую Национальной библиотекой Израиля. За несколько дней до смерти в письме от 9 августа 1951 года Яхуда сообщил директору библиотеки Курту Ворману, что коллекция уже частично упакована на складе возле его дома в Нью-Хейвене и скоро будет готова к отправке. 13 августа Яхуда скончался. Делом передачи коллекции в Иерусалим занялась его жена Этель.

Из коллекции Яхуды

" border="0"/>

Из коллекции Яхуды

Во время визита Этель в Израиль в 1953 году на рауте, организованном в её честь с присутствием всех должностных лиц Еврейского университета и лично президента Израиля Ицхака Бен-Цви, вдова заявила о готовности передать коллекцию в ближайшее время. Однако, когда она умерла в 1955 году, процесс передачи так и не был завершен. Что еще более важно, Этель забыла включить в завещание свое письменное согласие на пожертвование коллекции в пользу библиотеки.

Этой ситуацией воспользовался один из наследников имущества, племянник Яхуды, резко выступавший против благотворительности. Дело рассматривалось в суде штата Коннектикут, и только в 1966 году Верховный суд штата вынес решение в пользу библиотеки. Великая коллекция поступила в ее собрание в 1967 году.

Из коллекции Яхуды

" border="0"/>

Из коллекции Яхуды

Коллекция Абрахама Яхуды состоит из 1400 рукописей на арабском, иврите, латыни и других языках. Среди неисламских раритетов – архив теологических произведений Исаака Ньютона, включающий 7500 страниц: Яхуда приобрел его на аукционе Sotheby's в 1936 году. Только одна эта часть коллекции вошла в реестр ЮНЕСКО «Память мира». Также в собрании библиотеки Яхуды находится более тысячи страниц документов периода Египетского похода Наполеона, причем некоторые из них подписаны рукой самого Бонапарта.

В 1952 году, через год после смерти Яхуды, его прах был перевезен из США в Израиль и погребен на Горе Упокоения в Иерусалиме. Позже в родном городе ученого и коллекционера появилась улица, названная в его честь.

Комментарии