Ворота Страусса

09.01.2014

Сегодня исполняется 144 года со дня рождения инженера-конструктора Джозефа Страусса, спроектировавшего самый посещаемый и узнаваемый мост в мире — знаменитые «Золотые ворота» в Сан-Франциско. 

Джозеф Страусс родился в 1870 году в Цинциннати, штат Огайо, в семье Рафаэля Страусса и Каролины Берман, еврейских иммигрантов из Германии. Родители будущего конструктора были людьми творческих профессий: отец занимался живописью и литературой, мать была пианисткой. Известно, что и сам Джозеф с детства увлекался поэзией.

Однажды во время обучения в колледже он попал в больницу. Из окна его палаты открывался великолепный вид на первый в Америке подвесной мост, соединявший Цинцинатти с городом Ковингтон в штате Кентукки. Это впечатление на всю жизнь определило интерес будущего инженера-конструктора к мостам.

После окончания в 1892 году Университета Цинциннати, где он изучал экономику, Страусс работал инженером в строительной фирме Ральфа Моджески в Чикаго, занимаясь конструированием в том числе подвесных мостов. Покинув фирму Моджески, в 1904 году Страусс создает собственное архитектурное бюро — Strauss Bascule Bridge Company, специализировавшееся на проектировании и строительстве подвесных мостов.

Идея строительства подвесного моста через пролив Золотые ворота в Сан-Франциско впервые была предложена еще в 1872 году, однако долгое время оставалась нереализованной. В 1916 году издатель газеты San Francisco Call Bulletin Джеймс Уилкинс снова напомнил о проекте моста. Начались консультации со специалистами о его технической осуществимости и возможной стоимости. Джозеф Страусс, разработавший к тому времени около 400 конструкций мостовых пролетов, заявил, что автодорожный мост через пролив может быть возведен всего за 25-30 млн долларов.

Поначалу городские власти отнеслись к плану строительства весьма скептически, однако Страуссу удалось убедить их в его целесообразности. Проект был утвержден в 1930 году, в самый разгар Великой депрессии, а непосредственное строительство началось 5 января 1933 года. Работал Джозеф Страусс в паре с конструктором Ирвингом Морроу, о чем свидетельствует табличка с именами создателей, прикрепленная на южной башне сооружения. Страусс настоял на необходимости придерживаться в ходе строительных работ самых строгих мер безопасности, беспрецедентных в истории мостостроения. Одна из таких мер сегодня кажется курьезом: утром, в начале рабочего дня, бригадиры раздавали рабочим в качестве средства от похмелья сок квашеной капусты.

Возведение моста затянулось на четыре года. Торжественное открытие «Золотых ворот» состоялось 27 мая 1937 года в 6 часов утра: на первые 12 часов движение по нему открыли только для пешеходов. На следующий день по сигналу президента США Франклина Рузвельта по мосту были пущены первые автомобили.

За свою работу Страусс получил 1 млн долларов вознаграждения, а также право пожизненного бесплатного проезда по мосту. Однако пользоваться этой привилегией ему пришлось недолго: через год после открытия «Золотых ворот» инженер скончался.

До 1964 года мост «Золотые ворота» оставался самым большим висячим мостом в мире. Общая длина конструкции составляет 1970 метров, длина основного пролета — 1280 метров, высота опор — 230 метров над водой, расстояние от проезжей части до поверхности воды — 67 метров. Мост состоит из трех подвесных отсеков: два боковых имеют общую длину 350 метров, а основной протянулся на 1400 метров. «Золотые ворота» в два с половиной раза превосходят по длине знаменитый Бруклинский мост в Нью-Йорке.

Мост «Золотые ворота» известен в том числе благодаря печальной статистике. В среднем каждые две недели на мосту совершаются самоубийства. По неофициальным данным за семь с лишним десятилетий существования моста более 1200 человек покончили с жизнью, бросившись с него в воду.


Роберт Берг