Top.Mail.Ru

Королева Святой земли

10.03.2017

В Пурим 1926 года в подмандатной Палестине состоялся первый конкурс на звание еврейской королевы красоты. Откуда брала начало эта идея, в общем-то, понятно: еще в 1920 году в Атлантик-Сити состоялся первый в истории конкурс красоты, а в 1921 году его победительница уже носила титул «Мисс Америка». Новшество полюбилось американцам и постепенно начало завоевывать мир. Тель-авивцы считали, что их город ничем не хуже, а местные девушки – не менее красивы, так что в нем вполне можно провести и конкурс «Мисс Вселенная». Но проблема заключалась в том, что тель-авивцы видели свой город либеральным и еврейским одновременно, а сама идея конкурса красоты была все-таки какая-то нееврейская.

И вот среди членов горсовета Тель-Авива нашелся один, который заметил: «А почему, собственно говоря, нееврейская?! Разве царь Ахашверош не проводил конкурс красоты, чтобы выбрать себе жену, и в конце концов выбор его пал на еврейку Эстер?! Так давайте и мы устроим конкурс и выберем нашу Эстер – самую красивую девушку Тель-Авива!»
«А ведь и в самом деле…» – сказал на это первый мэр Тель-Авива Меир Дизенгоф – и в 1926 году конкурс состоялся.

Разумеется, о том, чтобы его участницы предстали перед публикой и членами жюри в купальниках, даже самых закрытых, и речи быть не могло. А потому девушки сменяли друг друга на сцене либо просто в танцевальных костюмах, либо в народных костюмах евреек Йемена или Марокко. Избранную «царицу Эстер» тут же короновали и торжественно провезли по всему городу.

В марте 1929 года, если верить пожелтевшим страницам газеты «Доар а-йом», Меир Дизенгоф, по сути, объявил это соревнование конкурсом красоты среди евреек Святой земли. «Сегодня ты – царица Тель-Авива, – сказал он, обращаясь к победительнице конкурса, – и царство твое простирается от реки Яркон до границ Яффо. Вся эта огромная толпа преклоняется перед твоей красотой и поздравляет тебя не только как царицу Тель-Авива, но и как царицу всей Земли Израиля».

Четыре года проходили в Тель-Авиве конкурсы красоты, но вместе с тем из года в год нарастало и сопротивление его проведению, породив странный союз между феминистками социалистического толка и религиозными кругами. Жившие в Тель-Авиве раввины не спорили с тем, что участницы конкурса выступают во вполне скромных одеждах. «Но, – говорили они, – одно то, что девушка нарядилась и накрасилась, чтобы привлекать к себе взгляды стольких мужчин – выглядит не по-еврейски». Феминистки, в свою очередь, утверждали, что во время конкурса на женщин смотрят, как на вещь, а это унизительно для новой свободной женщины Ближнего Востока. Словом, в 1930 году конкурс решили не проводить, чтобы не раздражать ни тех, ни других, а роль царицы Эстер на пуримском параде выполняла огромная кукла.

Однако идея к тому времени уже прижилась среди европейских евреев, да и не только европейских. Пуримские балы с выбором царицы Эстер стали проводить в Вене, Варшаве, Лондоне, а затем и в Нью-Йорке, и даже в Мельбурне. Проводятся они и сегодня, и автору этих строк доводилось на них бывать.

Что же касается избранных в Тель-Авиве цариц, то дальнейшие судьбы большинства из них неизвестны – отцарствовав один день, они возвращались к будничной жизни, и о них быстро забывали. Исключение составляет разве что Ципора Цабари, ставшая «еврейской царицей Эстер» в 1929 году. Родившаяся в семье выходцев из Йемена, жившая в квартале бедноты в южной части Тель-Авива и работавшая после смерти отца на молокозаводе фабрики «Тнува», она решила использовать свою победу на конкурсе в качестве трамплина для артистической карьеры.

На следующий за Пуримом день она явилась в мэрию, поделилась с каким-то городским деятелем своими планами и попросила дать ей стипендию на поездку для учебы за границей. Меир Дизенгоф был категорически против, говорил, что эта девица ему не нравится, что она «опозорит нас и сионизм», но Ципора, видимо, была из тех особ, которые умеют настоять на своем. Поначалу худшие опасения Дизенгофа оправдались: Ципора Цабари направилась в Прагу, представилась там как «мисс Палестина» и стала танцевать в ночных клубах и сниматься для журналов «в купальнике из двух предметов» – в 1929 году, особенно для евреев Палестины, это было то же самое, что и сниматься в порнофильме.

Однако затем Цабари отправилась в Берлин – тогдашний центр европейского киноискусства. В Берлине она, видимо, все-таки поучилась актерскому мастерству и даже снялась во второстепенных ролях в фильмах с легендарной Марлен Дитрих. При этом она еще долго продолжала представляться как «мисс Палестина», а в еврейской прессе всё продолжалась бурная дискуссия на тему, позорит ли Ципора «дело сионизма» или, наоборот, способствует его пропаганде.

В 1936 году из-за нехватки бюджета в Тель-Авиве прекратились и пуримские уличные парады. На двадцать лет. Они были возобновлены только в 1956 году и проводятся до сих пор. Без этого пуримского карнавала уже невозможно представить себе современный Тель-Авив. Как и без его королевы.

{* *}