Top.Mail.Ru

Молодо, но не зелено

30.01.2002

Европейская ассоциация еврейской культуры провела отбор среди молодых деятелей культуры. В конкурсе приняли участие 30 художников и музыкантов. Ассоциация еврейской культуры объявила, что победители получат 33 гранта, общая сумма которых составляет более 200 000 долларов на развитие еврейского искусства. Суммы индивидуальных грантов различны – от 3 до 11 тысяч долларов в зависимости от того, как компетентное жюри оценит творчество участника. Цель этого конкурса – возрождение еврейской культуры и выявление молодых еврейских дарований. Победителями стали Энрико Фринк, музыкант из Флоренции, певец и директор театра, ставящего спектакли на еврейскую тематику; Мира Зелешовер-Алексиун, художник из Варшавы, пишет картины на тему еврейской жизни в Польше, и Ханна Сплиид, художник. Интересно, что конкурс не является сугубо литературным или художественным. Чтобы принять в нем участие, достаточно быть евреем и заниматься искусством. Члены жюри утверждают, что в процессе конкурса им удалось выявить много талантливых людей, которым только нужно помочь, чтобы их талант раскрылся полностью.

Среди победителей были даже периодические издания, такие как журнал “Шомбат”, выпускающийся в Будапеште. “Наш журнал скорее исторический, чем политический, — говорит его редактор Габор Шанто. – Мы стараемся исследовать те изменения, которые произошли после падения коммунистического строя, ведем своеобразную летопись истории еврейской общины”. На страницах этого журнала читатель может познакомиться с короткими историями о жизни евреев того или иного местечка. Таким образом читатель может услышать об истории еврейской общины не только из уст специалистов, но и от людей, которые сами были свидетелями тех или иных событий.

Одно из первых мест занял замечательный художник Давид Бреур-Вейл, картины которого посвящены истории еврейского народа. Вряд ли его творчество можно назвать очень радостным: в основном в картинах переосмысляются с художественной точки зрения мрачные события истории, когда евреев притесняли, а иногда пытались просто уничтожить. Но в работах художника всегда остается место одному образу – вечно живой еврейской душе. Скорее это даже не картины, а философия: как бы ни мрачна была ночь, свет все равно придет, поэтому даже самые мрачные сюжеты развиваются как бы в свете грядущего возрождения еврейства. Немало внимания Давид уделает изображению современной еврейской жизни. Здесь сюжеты, как правило, светлые, так как, по его мнению, сейчас евреи получили все возможности для развития своей культуры.

Все победители конкурса единогласно присоединяются к этому мнению.

Александр Штейнман

{* *}