Top.Mail.Ru

Еврейская вселенная

19.03.2002

"Берлин славится своими ансамблями музыки клезмер. Еврейские идеи, еврейское искусство, еврейские духовные достижения здесь везде – на полках магазинов, на радиоволнах", — можно прочесть в буклете к компакт-диску "Beyond the Pale" американской клезмерской группы Brave Old World.

За двенадцать лет, прошедших со времени падения коммунистических режимов в странах Восточной Европы, произошел настоящий взрыв интереса к еврейской культуре, в том числе со стороны нееврейского населения европейских стран.

Эта тенденция проявляется во многих формах — от серьезных научных исследований до поверхностного потребительского интереса.

Повсюду проходят фестивали еврейской культуры, открываются выставки, разрабатываются исследовательские и учебные программы, проводятся конференции.

Клезмерская музыка, исполняемая как еврейскими группами, так и местными нееврейскими музыкантами, встречает энтузиазм аудитории, которая слушает эту музыку в концертных залах, церквях, клубах и фестивальных площадках на открытом воздухе.

После 1988 года новые еврейские музеи или постоянные экспозиции открылись в городах Германии, Австрии, Чехии, Словакии, Франции, Италии, Болгарии, Греции, Польши и других стран. В одной только Германии создано несколько десятков музеев – от крупных собраний Франкфурта и Берлина до небольших частных коллекций.

Парижский историк Диана Пинто использует выражение "еврейская вселенная" для обозначения того, как евреи вместе со своей культурой и историческим наследием входят составной частью в жизнь европейского общества.

Она считает, что если мы говорим о еврейской вселенной, то имеем в виду явление, когда европейские страны воспринимают и впитывают еврейскую культуру и память минувших столетий, в том числе память о Холокосте, и включают еврейское наследие в понимание своей национальной истории независимо от того, сколь большая или влиятельная еврейская община проживает в настоящее время в данной стране.

"Еврейская вселенная будет существовать в Европе всегда, даже если здесь не останется ни одного еврея", — заявила Пинто в 1995 году на конференции в Праге, посвященной обсуждению будущей судьбы европейского еврейства.

Недавнее исследование, проведенное лондонским Институтом еврейских политических исследований, приводит любопытные статистические данные.

Были составлены списки всех еврейских культурных мероприятий, проведенных в период с мая 2000 по апрель 2001 года в четырех странах, где общая численность еврейского населения не достигает 100 тысяч человек: в Италии, Бельгии, Швеции и Польше.

"Результаты получились просто поразительными, и мы не знаем, как их надо интерпретировать", — говорит британский специалист по иудаике Джонатан Уэббер, научный руководитель работы.

По его словам, исследователи насчитали свыше 700 мероприятий в четырех странах, в том числе 27 крупных фестивалей еврейской культуры, из них 13 были проведены в Италии, еврейская община которой насчитывает лишь 35 тысяч человек.

В Польше, где, по разным оценкам, в настоящее время проживает от 5 до 20 тысяч евреев, организовано 196 разовых культурных мероприятий и семь фестивалей еврейской культуры. Самый значительный и масштабный из них – ежегодный недельный фестиваль еврейской культуры в Кракове, который проводится с 1988 года.

"Совершенно ясно, что нет никакой корреляции между размахом всех этих событий и мероприятий культурного характера и числом евреев, проживающих в данной стране", — поясняет Уэббер.

Действительно, в целом по Европе большая часть участников этого рынка культурной продукции еврейского характера (как ее производителей, так и потребителей) — не евреи.

Имеется множество разнородных причин такого явления, среди которых и серьезный интерес ученых-исследователей, и простая политкорректность, и то, что можно назвать "постхолокостной некрофилией".

Для некоторых людей интерес к еврейской культуре – это способ заполнить белые пятна, оставшиеся после коммунистической эпохи. Для многих других важно внести ясность в понимание нацистского периода истории своей страны для того, чтобы строить или восстанавливать из руин демократическое и толерантное государство.

"Через полстолетия после эпохи Холокоста и через десять лет после падения коммунизма для жителей Европы очень важно разобраться с тем, какое же наследие им досталось от прошлого. Они хотят заново понять, кто же они такие, отыскать свою идентичность", — объясняет Сильвия Поггьоли, политический обозреватель итальянской национальной радиовещательной компании.

В Польше и других странах Восточной Европы табу, действовавшие при коммунистах, не позволяли объективно и всесторонне исследовать феномен Холокоста, историю еврейской общины этих стран, да и вообще историю на протяжении десятилетий.

"Ясно, что тот накал страстей, который всегда отличал отношения между поляками и евреями, может поразить и шокировать того, кто впервые приступает к изучению исторических фактов", — говорит Уэббер.

"Поляки изучают самих себя и свою собственную историю, когда они знакомятся с историей евреев Польши, — поясняет он. – Они относятся к этому с большой серьезностью".

Фонд Borderlands в городе Сейны на севере Польши был основан в 1990 году с целью изучения и сохранения культур национальных меньшинств, в том числе еврейской культуры и истории, и для заполнения лакун, оставленных в сознании людей после крушения монолитной коммунистической идеологии.

Расположенный рядом со зданием крупнейшей в городе синагоги, охраняемым в настоящее время как исторический памятник, фонд проводит много мероприятий разной направленности: публикует печатные работы, организует конференции, выставки, концерты.

"Для нас важно то, что наши конференции проходят в живом культурном пространстве, не привязанном к одному только прошлому, в пространстве, где мы стоим лицом к лицу с современностью, где мы стараемся разрешить самые насущные проблемы сегодняшнего и завтрашнего дня", — рассказывает Кшиштоф Чижевски, директор фонда.

Включение еврейской культуры в культурный контекст окружающего общества происходит параллельно с тем процессом поисков идентичности, которыми заняты сами евреи, с их попыткой вдохнуть новую жизнь в существование еврейской общины, обогатить ее духовную сущность, что происходит во многих странах.

Многие евреи испытывают растущее чувство тревоги о том, что если они сами не приложат сейчас решающего усилия, их "идишкайт" растает или исчезнет. Они боятся того, что место подлинной и живой еврейской культуры займет индустрия "сувениров с еврейским колоритом". Им важно подтвердить, что евреи и еврейская культура – это живое и жизнеспособное явление, а не священная реликвия, пылящаяся в музее.

Некоторые еврейские организации, такие как недавно основанная Европейская Ассоциация еврейской культуры, запустили программу предоставления грантов и других мер помощи, призванных поддержать воспроизводство еврейской культуры силами самих евреев.

Они опасаются, что без живого и полнокровного еврейского измерения виртуальная "еврейская вселенная" может превратиться в безжизненную пустыню.

Михаил Варгафтик

{* *}