Top.Mail.Ru

Камера смотрит в мир

23.07.2002

Интересно, почему он был режиссером только одного фильма по собственному сценарию “Oleanna” (1994): “Это похоже на продолжение отношений со своей бывшей женой”, — объясняет Мэмет. Позже он дал этому более экстремальное объяснение: “Это то же самое, что обесчестить родственников”.

Легко ли сценаристу сотрудничать с кинорежиссерами? “Не совсем. Когда к тебе приходит гость на чашку кофе и при этом кладет ноги на стол, ты задаешь себе вопрос: “Что делает в моем доме этот нахал?”. Своей метафорой сценарист скорей всего хотел сказать, что гость желает завладеть тем, что исконно принадлежит Мэмету. Но несмотря на это, Мэмет пишет сценарии для нескольких режиссеров, довольно известных личностей, работа с которыми приносит одно удовольствие. Это Сидни Люмет (Sydney Lumet (“The Verdict”, 1982), Брайан Де Пальма (Brian De Palma (“The Untouchables”, 1987), Дэнни ДеВито (Danny DeVito (“Hoffa”, 1992), Барри Левинсон (Barry Levinson (“Wag the Dog”, 1997) и Ридли Скотт (Ridley Scott (“Hannibal”, 2001).Мэмету также понравилось, как Джеймс Фоули экранизировал его сценарий “Glengarry Glen Ross” в 1992 году. Но с другой стороны, он был разочарован фильмом “About Last Night”, снятым Эдвардом Звиком в 1986 году по его сценарию “Sexual Perversity in Chicago”.

Мэмет с раннего детства влюблен в театр и кино. Возможность работать сразу в двух этих областях кажется вполне естественной для его натуры. Драматургия вскормила его работы для кино, а из кино произросла его деятельность как киносценариста и режиссера.

“Я родился в Чикаго в 1947 году, — рассказывает Мэмет, — за год до того, как появился первый телевизор в Америке, и поэтому счастливыми моментами моего детства были просмотры классических фильмов и драм по телевизору. Я мечтал стать актером, но вскоре осознал, что это не мое призвание. Решил стать режиссером, и уже позже – сценаристом. Мне нравится эта работа, потому что всегда находишься в кругу друзей, поддерживающих тебя каждую минуту. Несомненно, руководить театральными постановками легче, чем кинопостановками, в силу экономических условий. Например, как-то мне нужно было в течение двух недель подготовиться к съемкам фильма “Diary of a Young London Physician”, по мотивам романа Роберта Стивенсона “Dr. Jekyll and Mr. Hyde”, в главных ролях с Джуди Ло и Самантой Мортон, но съемки отменили в последнюю минуту”.

Кажется, что каждая работа Мэмета в кино, будь то в качестве сценариста или режиссера, — призыв к размышлениям. Переработав книгу Джеймса М. Кейна (James M. Cain) “Почтальон всегда звонит дважды”, он сделал интересный сценарий, по которому был снят фильм. Во многих фильмах Мэмета сквозной темой является интрига или заговор, начиная с самой первой работы “House of Games” (1987), где он выступил как режиссер, и заканчивая “Heist”, последним фильмом, который сейчас идет в кинотеатрах Израиля.

“Я хотел, чтобы фильм о криминале был выполнен в классическом стиле, это так называемая вариация хорошо известной истории о заядлом преступнике, который берется за свою последнюю работу, и, как всегда, с ним приключается несчастье”.

Одна из лучших работ Мэмета – “The Winslow Boy” (1999 год), версия спектакля Теренса Рэттигана, поставленного в 1940 году. Режиссер, который в основном занимается современной американской пьесой, почему-то решил показать фильм в классическом английском варианте, что более чем консервативно. “Я считаю, что это превосходный спектакль. Я видел его на сцене нью-йоркского театра 25 лет назад и решил снять фильм по мотивам пьесы Рэттигана. Но это совсем не старомодная работа. Хороший спектакль всегда в авангарде. Рэттиган тоже был сценаристом. Он создавал великое искусство, и я хотел отдать ему дань уважения в своем фильме”.

Мэмет на кинофестиваль в Иерусалиме не привез ни одного фильма. Он приехал в Израиль в качестве гостя, потому что ему очень важно находиться в этой стране именно сейчас. Когда он приезжал на фестиваль в 1991 году, был показан его фильм “Homicide”. Тогда Мэмет много говорил о своих еврейских корнях. Недавно он написал новый сценарий “Russian Poland”, который основан на воспоминаниях его матери о своем детстве, проведенном на границе между Польшей и Россией. В сценарии речь идет о 1947 годе и показана история еврейских пилотов, тайно перегонявших самолеты из Чехословакии в Палестину для усиления мощи воздушных сил Израиля.

В субботу вечером в иерусалимском театре “Khan Theater” Мэмет прочитал отрывки из сценария и выразил надежду, что в скором времени по нему будет снят фильм.

Марина Костылева

{* *}