Top.Mail.Ru

Аидише Коран

29.08.2012

Приверженцы мусульманского течения «Ахмадие» (ахмадиты) в Израиле отмечают 25 лет со дня публикации перевода Корана на идиш. Лидер израильских ахмадитов Мухаммад Шариф Оде, заявил в интервью Haaretz, что их община перевела избранные отрывки из Корана на идиш с целью показать миру «другое лицо ислама», а также предоставить возможность прочесть Коран идишеязычным израильтянам.

По словам Оде, который возглавляет израильскую ахмадитскую общину на протяжении 13 лет, переведенные ими фрагменты Корана наглядно демонстрируют, что ислам — мирная религия, хоть некоторые радикалы и пытаются доказать обратное: «До написания Корана у арабской женщины не было никаких прав. Коран же защищает женщину на духовном уровне и придает ей независимый статус».

Коран переведен более чем на сотню языков. Решение о переводе священной книги мусульман на идиш было принято в 1987 году религиозным лидером общины «Ахмадие» четвертым халифом Мирзой Тахиром Ахмадом, жившем в Пакистане. Резиденция нынешнего, пятого, халифа, Мирзы Масрура Ахмада, расположена в Великобритании.

Название общины происходит от второго имени пророка Мухаммеда — Ахмад, а сам термин «Ахмадие» означает понятие «первозданный или истинный ислам». «Ахмадие» — единственное направление в исламе, которое считает, что Мессия уже пришел. Ахмадиты верят в то, что основатель течения, Мирза Гулам Ахмад, родившийся в 1835 году в Индии, был «метафорически вторым Иисусом, чье пришествие было предсказано пророком Мухаммедом». «Всевышний послал Ахмада, как и Иисуса, чтобы положить конец религиозным войнам и кровопролитию и восстановить моральные устои, справедливость и мир», — говорят ахмадиты. Довольно скоро новое миролюбивое учение приобрело значительное число последователей, что не могло не вызвать обеспокоенность властей и привело в итоге к конфликту с исламскими фундаменталистами. Мирзу объявили еретиком, а его учение поставили вне ислама. После смерти Мирзы его приверженцы перебрались в 1927 году в Сирию, а в 1928 году некоторые из них поселились в Хайфе, в отдалённом в то время районе Кабабир.

Члены общины выражают свою веру не только в молитве, но и материальными способами. В частности, состоятельные члены общины отдают десятую часть (а бедные — шесть процентов своего дохода) на нужды общины. Община принципиально отказывается от поддержки государства. Четверть бюджета общины тратится на поддержку ее международных проектов. Община открывает поликлиники и больницы, выпускает книги и периодические издания на более чем 130 языках мира. Силами общины был создан первый в истории Всемирный спутниковый религиозный телеканал, круглосуточно транслирующий духовные, образовательные, культурные и медицинские программы.

В Израиле проживают около двух тысяч ахмадитов, большинство из них сосредоточены в хайфском районе Кабабир. Всего же, по данным общины, последователями «Ахмадие» являются десятки миллионов человек, живущих в большинстве стран мир. По словам Оде, популярность их вероучения растет и среди палестинского населения Западного берега.

Большинство населения хайфского района Кабабир составляют последователи «Ахмадие», но живут здесь также и евреи. Городские власти считают район примером гармоничного сосуществования двух народов. «Население Хайфы демонстрирует прекрасный пример того, как приверженцы разных конфессий могут сосуществовать на одной территории, — считает Оде. — Что такое сосуществование? С моей точки зрения, это когда каждый сохраняет свои особенности, отличающие его от других, и не стремится к ассимиляции, не вступая при этом в конфронтацию с носителями иных культур».

Среднему израильтянину мало что известно об идеологии и повседневной жизни ахмадитской общины. Мэр Хайфы Йона Яхав даже называет ахмадитов «арабами-реформистами». «Вы не слышите о нас потому, что мы не бросаем камни в автобусы, — говорит Оде, — мы не верим, что какую-либо благую цель можно достичь посредством ненависти и вражды». Оде очень обеспокоен слухами о возможном военном столкновении Израиля с Ираном. Халиф общины недавно обратился к мировым лидерам, в том числе к Биньямину Нетаниягу, с призывом не допустить войны. «Нетаниягу нам не ответил, а королева Елизавета откликнулась», — говорит Оде.

«Добиться торжества своей идеологии силовым путем невозможно, — говорит Оде, — даже если вы находитесь под оккупацией, это не дает вам права причинять зло другим. Никакая проблема не может быть решена посредством ненависти».

Надежда Гутина

{* *}