Top.Mail.Ru

Еврейская жизнь в СССР, которой не было

11.10.2013

Еврейский музей и центр толерантности впервые демонстрирует на своей площадке для временных экспозиций работы классика советской фотографии Эммануила Евзерихина, сделанные более полувека назад в Большой хоральной синагоге в Москве. Около 70 ранее никогда не выставлявшихся на суд зрителей фотографий были обнаружены в личном архиве Евзерихина, известного, прежде всего, благодаря таким хрестоматийным работам, как «Девушка с веслом», «Парк Горького», «По улицам слона видели» и многим другим. После смерти фотографа в 1984 году снимки перешли к его наследникам, впоследствии их выкупил лихтенштейнский фонд Sepherot Foundation.


«Выставка приурочена к 100-летию замечательного фотографа Эммануила Евзерихина. Его работы дают нам возможность увидеть живших тогда людей, обладавших сильной волей. Я надеюсь, что сотрудничество между фондом и музеем не станет разовым проектом, а будет развиваться и в будущем», — подчеркнула на открытии выставки представитель Sepherot Foundation в России Анастасия Дегтярева.

Фотографии Евзирихина, запечатлевшие духовную жизнь советских евреев, можно условно разделить на три периода. Первый — это снимки, сделанные в начале 1957 года, когда в СССР проходила массированная антирелигиозная кампания. На них запечатлены такие важные для жизни еврейской общины события, как издание первого в СССР молитвенника «Мир», выпущенного раввином Соломоном Шлифером; открытие иешивы «Кол Яаков».

Фотографии второго периода сделаны в 1960 году, когда отношение властей к религиозным общинам несколько смягчилось. Советский Союз тогда стремился создать себе в мире позитивный имидж веротерпимого государства, поэтому в тот период по специальному государственному заказу создаются фотоальбомы, запечатлевшие представителей конфессий и места отправления культов, которые демонстрировались не только советскому зрителю, но и отправлялись на Запад.

Третий период — это 1965 год. Одной из самых примечательных работ этого временного отрезка является снимок, на котором изображена процедура выноса Торы. Кадр выполнен в приближении, излюбленной технике Евзирихина, чтобы продемонстрировать контраст таинства обряда и единства многолюдного собрания в синагоге и залитой ярким солнцем улицы, на которой столпились прихожане и «люди в штатском» — сотрудники КГБ, следившие за происходившим.

Организаторы выставки подчеркивают, что ценность этих работ Евзирихина, как художественная, так и документальная, беспрецедентна, поскольку фотографирование культовых зданий и религиозных обрядов в советское время категорически не приветствовалось, а редкие кадры с интерьерами церквей, мечетей или синагог делались чаще всего по заданию редакций для иллюстрации материалов пропагандистского характера. Отвечая на вопрос о том, как Евзерихину удалось запечатлеть столь важные для последующих поколений события еврейской жизни в СССР, куратор выставки Мария Насимова рассказала о трех версиях развития событий. Во-первых, Евзирихин в качестве штатного сотрудника фотохроники ТАСС мог получить подобное задание от редакции. Во-вторых, существует возможность того, что он снимал специально для ориентированной на Запад пропагандистской кампании, призванной доказать отсутствие антисемитизма в СССР. В пользу этой версии, в частности, говорит то обстоятельство, что некоторые снимки при подготовке к печати ретушировались. И, наконец, по третьей версии, Евзерихин сопровождал иностранных фотокорреспондентов, снимавших репортажи о жизни СССР, а одним из пунктов их обязательной программы было посещение московской синагоги.

Следует отметить, что посетители выставки «Фотографии, которых не было» могут не только ближе познакомиться с жизнью советских евреев и их традициями, сохранившимися даже в условиях гонений, но и увидеть другие знаковые работы Евзерихина. В созданной им фотолетописи представлены важнейшие этапы советской истории, попавшие в объектив его камеры в основном в период 1930-1960 годов: военная хроника, парады, восстановление страны из руин, освоение мирного космоса и успехи народного хозяйства послевоенных лет.

Яна Шебалина

{* *}