Top.Mail.Ru

Чем вымощена дорога в рай?

21.02.2005

В субботу на 55-м Берлинском кинофестивале один из главных призов достался фильму «Рай сейчас» («Paradise Now»), практически сразу ставшему кандидатом на получение «Золотого медведя» — высшей награды, которая, в конце концов, досталась южноафриканскому режиссеру за фильм «Кармен в Хэйелитше» («Carmen in Khayelitsha»). «Рай сейчас», являющийся совместным проектом Франции, Германии и Голландии, завоевал «Голубого ангела» в номинации «Лучший европейский фильм», а также две дополнительные награды: Приз международного кино и Приз читателей «Berliner Morgenpost».

Сценарист и режиссер фильма — уроженец Нацерета Хани Абу Ассад (Hany Abu Assad). Большая часть сцен была снята в Шхеме. В съемках принимала участие израильская продюсерская компания «Lama Films».

На прошлой неделе исполнительный директор «Lama Films» Амир Харель (Amir Harel) в интервью «Jerusalem Post» рассказал о том, что концепция фильма ни в коем случае не является чем-то вроде воспевания шахидов, а скорее, критикует палестинский взгляд на проблему Ближнего Востока. «Картина представляет собой зарисовку палестино-израильской трагедии и как нельзя лучше демонстрирует разложение как арабского, так и еврейского общества», — подчеркнул он.

А вот журналист издающейся в Австрии еврейской газеты «Die J dische» Тобиас Эббрехт с этим не согласен, критикуя режиссерский ход Абу Ассада, который в последних кадрах картины не показывает лица жертв теракта. «По ходу фильма израильтян не видно; в кадре они всегда остаются на заднем плане, будто они и не люди вовсе, а всего лишь некий элемент фона, — пишет он, — Режиссер просто не дает зрителю “познакомиться” ни с одним из израильтян, будь то обычные люди или солдаты… Ведь иначе кому-то может придти в голову нежелательное отождествление себя с персонажем. Абу Ассад намеренно показывает только одну сторону конфликта. В фильме террористы представлены в качестве жертв, а израильтяне — в качестве агрессоров, хотя в жизни все как раз наоборот».

По сценарию, зритель следит за передвижениями главных героев, которые с Западного берега перебираются через границу на израильскую территорию. Им это не удается, и в Шхем они возвращаются по отдельности. Большую часть фильма юные шахиды ищут друг друга. Во время поисков один из них понимает, что не хочет быть смертником. На принятие этого решения повлияла девушка, дочь известного палестинского лидера, выступающего против интифады. Отец второго палестинца в свое время сотрудничал с израильской армией, и потому теракт для юноши представляется единственной возможностью смыть так называемое пятно позора с семьи. В конце фильма он все же решается взорвать себя в салоне одного из тель-авивских автобусов.




{* *}