Кошерная трава

25.02.2015

Вскоре на рынке лечебных препаратов в США появится кошерная марихуана. Как заявил раввин Мойше Элефант, один из руководителей агентства по сертификации кошерной продукции Orthodox Union, его организация пришла к выводу, что марихуана обладает рядом целебных свойств и может использоваться как медицинский препарат, поэтому планирует выдать на нее сертификат кошерности. 

Любопытно, что ранее Orthodox Union отказала в сертификате кошерности обычным сигаретам, поскольку табак не обладает никакими полезными свойствами.

Раввин Элефант сообщил, что уже провел предварительные переговоры с несколькими компаниями, заинтересованными в производстве медицинской марихуаны. Глава представительства Orthodox Union (OU) в Израиле раввин Ави Берман подтвердил изданию Ynet, что компания, занимающаяся выращиванием медицинского каннабиса (конопли), действительно подала запрос на получение сертификата кошерности на свою продукцию. «Проверив все ингредиенты, наша организация в целом готова рассмотреть возможность выдать такой документ производителям марихуаны при условии, что она будет использоваться только в медицинских целях и в странах, где это разрешено законом», — рассказал Берман.

Отметим, что употребление каннабиса в медицинских целях разрешено почти в половине штатов США.

Эд Розенталь, обозреватель американского журнала High Times, посвященного каннабису, начал кампанию за легализацию легкого наркотика еще в 1972 году. После принятия в Калифорнии 215-й поправки, разрешившей использование марихуаны в медицинских целях, он занялся выращиванием конопли. В феврале 2002 года Розенталя арестовали за незаконное производство наркотической конопли и приговорили к трем дням тюрьмы, трем годам полицейского надзора и к штрафу в размере 1 тыс. долларов. В настоящее время Розенталь пишет книги, занимается юридическими аспектами оборота марихуаны в США и является исполнительным директором фонда в поддержку конопли «Зеленая помощь». «Евреи обладают особой тягой к марихуане, — считает он. — Это интеллектуальный наркотик, в отличие от тех, что лишают вас контроля над собой и опьяняют, словно алкоголь».

У американских производителей каннабиса не должно возникнуть особых проблем с получением сертификата кошерности, поскольку никаких трефных ингредиентов при работе с коноплей не используется. Вместе с тем, по словам представителя Главного раввината Израиля Хагая Бар-Гиоры, конопля относится к категории китнийот, то есть к растениям, которые, подобно бобам, рису и кукурузе, не разрешено употреблять ашкеназским евреям в дни праздника Песах. Евреи же сефардского происхождения, у которых нет традиции отказываться от китнийот, могут курить каннабис круглый год, в том числе и в период Песаха.

Раввин израильского поселка Мазкерет-Батья Эфраим Зельманович, автор книги «Отношение иудаизма к алкоголю и наркотикам», подчеркивает, что в прошлом использование каннабиса в лечебных целях было вполне допустимым с точки зрения Галахи. Зельманович считает, что медики должны ослабить ограничения на употребление конопли для пациентов, страдающих онкологическими и другими заболеваниями, сопровождаемыми сильными болевыми ощущениями. При этом Зельманович выступает категорически против полной легализации марихуаны и употребления ее в рекреационных целях.

Отношение еврейской традиции к каннабису на протяжении многих лет исследует уроженец Нью-Йорка Джозеф Нидлман. Десять лет назад он репатриировался в Израиль и сейчас живет в Иерусалиме. В 2009 году Нидлман даже выпустил книгу под названием Cannabis Chassidis («Хасидская конопля»). «Я написал эту книгу, потому что считаю, что молодые люди нуждаются в совете, — говорит он. — Если уж они все равно курят травку или употребляют иные психотропные препараты, пусть уж хотя бы делают это так, чтобы минимизировать вред и получить максимальное удовольствие».

С точки зрения Нидлмана, некоторые раввины запрещают употреблять каннабис не потому, что такое требование содержится в священных книгах, а исключительно из желания оставаться в рамках закона. «Современное западное общество заставляет своих членов отказываться от курения и от употребления марихуаны, — говорит он. — Чтобы не выступать против преобладающих в обществе настроений, еврейские духовные лидеры также склонны накладывать на марихуану табу. Между тем известно, что в прошлом многие известные раввины были не прочь побаловаться косячком».


Роберт Берг