Еврейские царства

12.04.2001



ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ИЗГНАНИЕ
Еврейские царства Говоря о еврейском государстве, мы обычно имеем в виду либо то государство, которое существовало когда-то в Эрец Исраэль, либо сегодняшний Израиль. Складывается впечатление, что еврейская государственность полностью отсутствовала на протяжении почти двух тысячелетий — с тех пор, как был разрушен Второй Храм и большая часть еврейского народа ушла в изгнание. Конечно, такое представление вполне справедливо — но не полностью. Ибо сколько существовала еврейская диаспора — после падения Иудейского царства, — столько же веков продолжались попытки создания своего государства. И следует отметить: история знает несколько случаев, когда эти попытки увенчались успехом. Не всегда надолго, не всегда удачно — но на протяжении последних двух тысячелетий появлялись еврейские царства в разных уголках мира — в Северной Африке, в Восточной Европе, в Азии. Именно о них пойдет речь в нашем очерке — о тех, факт существования которых подтверждают многочисленные исторические исследования, и о тех, которые учеными признаны всего лишь легендой. Но ведь в каждой легенде можно найти историческое зерно — поэтому начнем мы именно с них.
***
Французский исследователь Симон Визель в работе о плавании Колумба, а точнее об очень странной связи этого плавания с еврейскими традициями, рассказывает о некоем человеке по имени Эльдад Данита, появившемся в Испании в начале XV века. Эльдад Данита объявил себя жителем еврейского княжества, населенного потомками колена Данова, то есть одного из исчезнувших израильских племен. Мало того — он рассказывал и о судьбах других еврейских племен, и о расположении их княжеств. Народы Дана, Звулуна и Нафтали, утверждал он, осели в северо-восточной Африке, недалеко от Эфиопии; их княжество называется Хавила. Племена Исахара и Реувена — в Аравии, неподалеку от Мекки. Именно представители колена Реувена своим грабежом сделали опасным путь из Мекки в Багдад. Среди прочих он упоминал также и о безусловно существовавшем Хазарском каганате. Именно эти упоминания и рассказ о жизни племени фалашмура в Эфиопии заставляли ученых всерьез относится к его сведениям и заниматься проверкой книг Эльдада Даниты вплоть до конца XIX века. Вывод, сделанный историками, столь же сенсационен, сколь и печален. Сегодня ученые считают, что рассказы загадочного путешественника содержат описание реально существовавших если не княжеств в полном смысле слова, то, во всяком случае, достаточно автономных еврейских общин в различных уголках Африки и Азии. О том, что с ними стало в дальнейшем — остается лишь догадываться. Симон Визель полагает, что рассказы о живших в Азии еврейских племенах сыграли не последнюю роль в том интересе, который проявили испанские евреи и марраны (крещеные евреи) к экспедиции Колумба. Мало того: возможно, и сам Колумб искал не только путь в Индию, но и еврейское царство — ведь некоторые документы, опубликованные в конце XIX и середине XX века, позволяют предположить не только еврейское происхождение великого мореплавателя, но и мессианские настроения, свойственные ему. Например, он неоднократно называл себя потомком дома Давидова, а личные письма и записи зачастую начинал строкой из широко распространенного среди испанских евреев мессианского псалма. Говоря о легендарных царствах, нельзя хотя бы вкратце не упомянуть гипотезы, предполагающие еврейское происхождение некоторых индейских племен — например, алгонкинов, чероки, мелуджи. Гипотезы эти основываются, во-первых, на явно еврейском происхождении некоторых слов в их языке, а во-вторых, на удивительном сходстве многих обычаев индейцев с религиозными традициями иудаизма времен Первого Храма. Например, обычай, по которому женщина, считавшаяся в определенные дни нечистой, жила отдельно от мужа. Или обычай первой стрижки волос у мальчиков, обрезание, обряд совершеннолетия в двенадцать лет. Очень близки были и религиозные концепции, касающиеся загробной жизни. Обо всем этом говорится, в частности, в книге американского исследователя Мэллори Гаррика "Израильтяне и индейцы: этнографическая параллель". Несмотря на то, что многие ученые сегодня считают взгляды М. Гаррика вполне фантастическими, некоторые факты, приведенные им, не получили другого убедительного объяснения. Самым потрясающим, например, является камень с надписью на иврите. Камень был обнаружен и сфотографирован профессором Сайрусом Гордоном. Надпись гласила: "Для племени Иуды". Камень находился в землях индейцев чероки. Анализ показывает, что надпись была сделана приблизительно в V веке нашей эры — за тысячу лет до Колумба...
* * *
Перейдем теперь от легендарных, иной раз, фантастических еврейских царств к вполне реальным. Одна из попыток создания такого царства имела место в начале первого столетия нашей эры в самом многочисленном из тогдашних центров еврейской диаспоры — Вавилоне. Этот город вообще занимает особое место в истории. Сюда были уведены евреи после гибели Иудейского царства и разрушения Первого Храма. Само словосочетание "Вавилонское пленение" вошло в обиход различных народов. Как известно, не все евреи вернулись в Иудею под предводительством Эзры и Нехемии, чтобы восстановить Храм и жить в Святой Земле. Многие остались в Вавилоне и здесь продолжали вести ставший привычным образ жизни. Вавилон в течение многих веков был оплотом еврейской учености, здесь был написан "Талмуд Бавли" — "Вавилонский Талмуд", здесь жили и творили многие знаменитые раввины законоучителя. И здесь же, в 20-х годах I столетия нашей эры, произошло событие, о котором мы упомянули в начале очерка. Два брата-еврея Анилай и Асинай, родом из вавилонского города Нехардеи, в 20-м году захватили власть в Вавилоне. Поскольку они принадлежали к знатному роду, пользовавшемуся уважением среди вавилонских евреев, многие их поддержали, — так что в результате на западе Парфянской державы образовалось небольшое еврейское государство со столицей в Вавилоне. Братья стали соправителями с равной властью (прецедент, в древности встречающийся довольно часто; например, в Спарте было два царя, в Риме времен республики власть тоже сосредоточивалась в руках двух консулов), правда, не провозглашая себя царями.

Даниэль Клугер