Загадки древних свитков

12.04.2001



Загадки древних свитков

Пятьдесят с лишним лет назад было совершено одно из самых сенсационных и волнующих открытий столе­тия. Юный бедуин, пасший коз и овец в районе Мерт­вого моря, в поисках заблудившейся козы забрел в од­ну из многочисленных пещер на плато Хирбет-Кумран. Кроме отбившегося от стада животного, он на­шел несколько древних сосудов. Содержимое этих со­судов спустя короткое время поразило весь научный мир. Была обнаружена целая библиотека — "Кумранские свитки".

Многолетние работы по реставрации и расшифров­ке этих свитков зачастую не столько отвечали на воп­росы ученых, сколько ставили их в тупик.

Кому принадлежала библиотека? Как и почему она оказалась в пещерах Кумрана? К какому периоду еле дуст отнести ее возникновение? Что за люди жили в кумранских пещерах? С момента открытия не утихают бурные споры по каждому из этих вопросов.

Мнения высказывались самые различные. Некото­рые фрагменты древних манускриптов рассказывают о жизни и деятельности некоего Учителя справедливо­сти, которого первоначально католический мир поспе­шил объявить Иисусом Христом (а в обитателях кумранского нагорья усмотрели членов первой христиан­ской общины). На первый взгляд, такие основания бы­ли — приводимые в свитках фрагменты проповедей Учителя справедливости действительно имели некото­рые аналогии в евангелиях. Таким образом, христиан­ские богословы получили историческое подтвержде­ние существования своего Мессии.

Но... вот незадача: последующий анализ, во-первых, выявил куда больше расхождений в описании гипотетического основателя кумранской общины и канонической фигуры Христа. А во-вторых, рукописи были написаны по меньшей ме­ре за сто лет до начала деятельности плотника из Назарета. Другие исследователи усматривали в кумранитах секту, родственную ессеям, описанным впервые Иосифом Флавием в "Иудейской войне".

Ессеи — одна из еврейских мистических мессианских сект — вели ас­кетический образ жизни, были уверены в полной гре­ховности мира, в близости конца света и исполнения эсхатологических чаяний древних пророков. Они дей­ствительно селились в районе Мертвого моря дабы избежать соприкосновения с презираемым миром — и были преисполнены глубокой уверенности в том, что лишь они — праведники, жившие в строгом соответст­вии с еврейским Законом, — обретут спасение.

Что ж, и такая гипотеза имела немало подтвержде­ний. Некоторые из обнаруженных текстов тоже ис­полнены исполнены эсхатологического ожидания, ве­ликих войн и потрясений перед концом света, месси­анских ожиданий и грядущего спасения праведников.

Вот только относительно образа жизни кумранитов можно сказать, что он все-таки отличался от ессейского. Устав общины, дошедший до нас в одном из свит­ков, говорит, например, о правилах подписания брач­ного контракта. Это при том, что ессеи придержива­лись строго безбрачия! Прочие же предписания, как о том можно судить, характерны скорее для того обра­за жизни, который исповедовали прушим (фарисеи). А как известно, именно фарисейское понимание и тол­кование традиций лежит в основе раввинистического иудаизма.

Хотелось бы, к слову, отметить, что с лег­кой руки авторов евангелий слово "фарисей" стало обозначать лицемера и ханжу, что никак не соответст­вовало действительности: подавляющее большинство фарисейских учителей были искренними, честными и мудрыми людьми; их гуманистические позиции на­много опережали варварские взаимоотношения меж­ду людьми, царившие повсеместно в начале новой эры. Но это — так, замечание в сторону.

Так что и гипотеза о близости кумранской общины к ессеям, и теория "первохристиан" имеют серьезные недостатки.

Есть и иные мнения. Самым оригинальным и нео­жиданным из них следует считать высказанное доста­точно давно, но в последнее время завоевавшее боль­шое количество сторонников среди ученых многих стран мнение о том, что никакой кумранской общины не было вообще.

То есть, люди селились в пещерах по берегам Мертвого моря достаточно долгое время — на­чиная примерно со второго века до нашей эры. Но они не принадлежали исключительно к какой-то одной секте. Чаще всего это были беженцы — увы, кровавых потрясений на этой крохотной полоске земли хватало во все времена. В таком случае, откуда появились кумранские свитки? Кто, зачем и когда спрятал их в пус­тыне?

Ответ на этот вопрос кроется, возможно, не в том, о чем говорится в рукописях, а в том, о чем они мол­чат.

А молчат свитки Мертвого моря обо всех событи­ях, происшедших после сожжения Второго Храма. То есть, археологи утверждают, что люди жили на плато Кумран и позже — не исключено, что вплоть до времен восстания Бар-Кохбы. Но ни об одном собы­тии, последовавшем за взятием Иерусалима, нет ника­ких письменных свидетельств (даже косвенных). И это при том огромном количестве и многообразии об­наруженных документов.

Думается, это можно объяснить только одним.

Манускрипты, обнаруженные в пещерах Кумранском плато — часть библиотеки Храма, спасенная кем-то из священников от огня и вынесенная сюда, в пус­тыню.

В этом случае легко объяснить то разнообразие тек­стов, которое обнаруживается при серьезном ознаком­лении: тут и тексты разделов ТАНАХа, и деловая пе­реписка, и астрологические тексты, и многое другое. А кумранская община потому кажется в чем-то похо­жей на ессеев, в чем-то — на фарисеев, что в библиоте­ке содержались тексты, принадлежавшие разным ре­лигиозным группам и даже общинам разных городов: от Иерусалима до Дамаска.

Даниэль Клугер