Еврейский город в Кракове

12.04.2001

Предместье Кракова Казимеж был основан в 1335 г. королем Казимежом (Казимиром) Великим. Это место было уже частично заселено. Там находилось село Бавул, которое существовало уже в XII веке; его бывший центр занял еврейский город. Это село, как позже и Казимеж, возникло на заливной террасе Вислы. Из старого русла образовался пруд, который тянулся вдоль восточной стены Старой Синагоги, построенной позже. Основание Казимежа в 1335 году привело к большим изменениям в структуре села, которое в 1340 году было включено в черту города и вместе с ним окружено крепостной стеной. Пруд был включен в систему крепостного рва.

Здесь приводится сокращенный перевод очерка истории еврейского города, который помещен в книге Каталог памятников искусства в Польше", изданной в Варшаве в 1995 г. на польском языке. Книгу предваряет посвящение: "Памяти прежних жителей Кракова — евреев, соавторов "культуры и искусства Кракова".

Первые упоминания о еврейском поселении в Казимеже датируются концом XIV века. В 1386 и 1389 г.г. упоминается еврейская калитка, в 1485 г. — миква, в 1488 г. — рынок.

В Кракове у евреев была своя улица, которая уже в 1304 г. носила название Judengasse, а после бунта войта Альберта появилось название Platea Judeorum. В городских книгах, начиная с 1366 г., упоминаются Еврейские Ворота, которые вели в направлении еврейского кладбища. Из городских книг Кракова 1356 г. явствует, что на Еврейской улице находилась синагога. Из документа 1469 г. следует, что там были две синагоги (старая и новая) и при обеих были кладбища. Была построена миква (упоминается в 1368 г.) и школа (1370 г.). Весь этот комплекс в 1468 г. перешел во владение краковского капитула взамен на участок под застройку, где уже к началу 1469 г. была построена другая синагога.

В Казимеж евреи были переселены по приказу короля Яна Ольбрахта в 1495 г. после пожара костела Св. Анны, в котором их обвинили, и последовавших за этим беспорядков.

В черте еврейского города ряд владений принадлежал христианам. Эти участки были выкуплены евреями, о чем свидетельствуют договора, заключенные с властями Казимежа в 1533-54 г.г.

После переселения евреев в Казимеж появилась Старая синагога, которую предание связывает с именем короля Казимежа Великого. Косвенное документальное подтверждение этого факта относится к 1550 году.

Самое раннее упоминание о еврейском кладбище Казимежа относится к 1513 году. Это позволяет предположить, что оно существовало со времени переселения евреев в Казимеж по приказу короля Яна Ольбрахта. К 1524 г. относится упоминание о "piscina magna circa cimeterium judaeorum" (большом пруде вокруг еврейского кладбища). Несомненно, здесь речь идет об остатках старицы Вислы, которая находилась с наружной стороны крепостной стены Казимежа, к востоку от Старой синагоги. В 1599 г. этот пруд упоминается как "старое озерко". Он был засыпан в XIX веке (проект последней ликвидации относится к 1872 году). След от него сохранился в виде характерного излома крепостной стены в этом месте. По положению этого пруда можно предположить, что кладбище находилось поблизости от Старой синагоги, от которой оно было отделено городской крепостной стеной. Положение этого кладбища подтверждают договора евреев с властями Казимежа, заключенные в 1533 и 1553 г.г., когда было окончательно запрещено использование кладбища. Было еще одно кладбище, которое находилось на месте современного сквера, его происхождение неясно. Оно отмечено на плане 1796 г., но может быть значительно старше. Еврейская легенда гласит, что здесь похоронены участники свадьбы, которые нарушили шабат.

По мере роста числа жителей возникла необходимость расширить еврейский город путем покупки новых участков, что происходило в несколько этапов.

Хотя еврейский город в Казимеже не был изолирован, как другие западноевропейские гетто, он был окружен оградой, которая позже была заменена стеной. В архивных документах упоминаются трое ворот.

На XVI век приходится период расцвета еврейского города. Об этом свидетельствуют вновь построенные синагоги. В 1553 г. богатый купец Израэль (Иссерль) бен Юзеф на территории своего владения построил синагогу под названием Рему, которая дожила до нашего времени. С запада и севера к ней примыкает кладбище под тем же названием, заложенное в 1552 г. Серьезные работы были проведены и на Старой синагоге, которую отстроил заново после пожара 1556 г. итальянский каменотес Матео Гуччи. В середине XVI века (между 1556 и 1563 г.г.) была построена и синагога Высокая.

Точно не известно, как выглядела жилищная застройка еврейского города. Результаты исследований, проведенных архитектором Марком Лукачем, позволяют утверждать, что в XVI веке здесь возник ряд домов с узкими фасадами, богатые ренессансные детали архитектуры которых можно найти в тогдашней архитектуре Кракова. Внутренняя планировка домов отличалась от устройства аналогичных христианских строений, что объясняется отсутствием в еврейских домах цеховых ремесленных мастерских "на задах" и теснотой, господствовавшей в еврейском городе.

К наиболее значительным зданиям еврейского города первой половины XVII века относятся синагоги, построенные на частные средства и носящие имена их основателей: синагога Поппера (Вольфа Бочана), 1620 г., и синагога Исаака, 1638-43 г.г., построенная на средства выдающегося представителя рода Екелесов, Исаака Якубовича. Брат Исаака, Моисей Якубович, в своем доме, прилегающем к крепостной стене Казимежа, построил синагогу "На Горке", которую предназначил для своего зятя, выдающегося мистика и каббалиста Натана Спиры (с 1617 г. раввин и ректор краковской талмудической школы, умер в 1633 г.). Это здание было снесено около 1941 г. В сороковых годах XVII века на средства кагала была построена и синагога Купа, которую также называли Больничной (она обслуживала больницу-приют для бедных).