Евреи в стране самураев

12.04.2001



В обширной физической и человеческой панораме Японии, страны размером с Калифорнию и населением 120 миллионов человек насчитывается немногим более 1000 евреев. Японский и еврейский народы столь же отличны друг от друга, как и любые две современные культуры на земле. Поэтому в Японии немного мест, представляющих интерес для евреев. Туда стоит поехать, чтобы посмотреть еврейские достопримечательности, но в ходе путешествия можно многое увидеть и в самой стране.



История


Коммодор Мэтью Перри, открыв Японию в 1853 г., проложил путь к созданию еврейской общины. Александр Маркс, прибывший в Иокогаму в 1861 г., стал первым евреем, постоянно живущим в современной Японии; к концу 1860-х в городе было 50 еврейских семей из Польши, Соединенных Штатов и Англии. К концу девятнадцатого столетия появились еще две еврейские общины: одна — в Кобэ с преобладанием сефардов и другая — в Нагасаки преимущественно выходцев из России.

Первая еврейско-японская встреча, которая имела долгосрочные последствия для Японии, произошла в 1904 г. Япония вела войну с Россией, и управляющий Банком Японии был отправлен в Лондон для получения кредитов на военные расходы. Он ничего не добился у банковской элиты Британии, но в Лондоне у него состоялась случайная встреча с американским инвестиционным банкиром Джейкобом Шиффом, чья неприязнь к русским была обусловлена тогдашними погромами. Шифф предоставил ссуду на сумму более 200 миллионов долларов, Япония выиграла войну, американский еврей-финансист стал героем в Токио, и император Мейдзи пригласил его на завтрак. Но эта помощь явилась поводом для возникновения устойчивого стереотипа, веры в мировое могущество еврейского капитала.

Важнейшие исторические события в Европе (от российских революций 1905 и 1917 г.г. до прихода Гитлера к власти) вызвали небольшие волны миграции евреев в Японию. Во время Второй мировой войны община Нагасаки почти полностью исчезла, а районы Кобэ и Токио — Иокогама остались еврейскими центрами Японии. Помимо этого существовали крупные общины на территориях Китая, оккупированных Японией в 1930-х годах, особенно в Шанхае и Харбине. Во время Второй мировой войны были впечатляющие примеры сотрудничества евреев и японцев. Будучи союзником нацистской Германии, Япония тем не менее противилась ее настойчивым требованиям принять антиеврейские меры. У некоторых официальных лиц Японии евреи пользовались большим уважением, которое основывалось отчасти на вере в еврейское могущество; даже велись разговоры о создании еврейского государства в Манчжурии, чтобы использовать способности евреев и заручиться поддержкой богатых евреев на Западе.

Этот план, известный как план Фугу, никогда не был принят официально, но тем не менее еврей (!) прибыл в Ковно (Литва) как генеральный консул Японии благодаря действиям Семпо Сугихары. В 1941 г. вопреки запрету министерства иностранных дел Сугихара выдал больше 5000 японских транзитных виз евреям, которые бежали в Литву от немцев. Среди тех, кто прибыл в Японию по визам Сугихары, были ученики и преподаватели ешивы "Мир" а также Любавичской ешивы "Томхей Тмимим", те немногие восточно-европейские ешивы, пережившие войну. За свои действия Сугихара был уволен. Много лет спустя на вопрос, почему он не подчинился приказу, Сугихара процитировал принцип самурая из этического кодекса "Бусидо": "Даже охотник не имеет права убить птицу, которая летит к нему, ища спасения".

В 1942 г. Мицуги Сибата, японский консул в Шанхае, узнав о плане местного представителя гестапо, направленного против 18 000 евреев, проживавших в городе, предупредил еврейскую общину, и ее лидеры использовали свои связи в министерстве иностранных дел, чтобы провалить этот план. Рафаэль Шойер был главой иностранной колонии Иокогамы в 1860-х годах. Он был также учредителем одной из первых в Японии газет на иностранном языке; впоследствии евреи играли видную роль в англоязычной журналистике.

Еврейское влияние сильнее всего заметно в области музыки. Хотя с западной классической музыкой Япония познакомилась уже в конце девятнадцатого века, в стране было немного исполнителей вплоть до наплыва в 1930-х годах еврейских беженцев из Германии. Когда Йозеф Розеншток покинул Берлин в 1936 г., он направился в Токио, где стал дирижером Филармонического оркестра Японии, впоследствии работал дирижером в нью-йоркском "Метрополитен Опера". По иронии судьбы во время войны немецкие официальные лица в Токио часто сидели в первом ряду, слушая классическую музыку в исполнении оркестра, в котором было много еврейских музыкантов.

Община


Сегодня еврейские центры в Японии — это Токио и Кобэ. В Токио насчитывается около 1000 евреев, и только 400 из них — члены общины. Половина евреев — из Америки, четверть — из Израиля и еще четверть — из разных стран. В округе Кансай, который охватывает Киото, Осаку и Кобэ, проживают около 500 евреев, менее 100 посещают синагогу в Кобэ.

Еще 20 лет назад около 80 % евреев Японии жили в стране постоянно. Они работали в ювелирной промышленности, в производстве игрушек и швейной промышленности. Сегодня постоянно живут, вероятно, не более 20 % евреев Японии (включая, возможно, десяток японцев, принявших иудаизм). Остальную часть составляют деловые консультанты, представители корпораций, дипломаты, журналисты и студенты. В Токио многие евреи живут неподалеку от синагоги в Хиру или в соседних кварталах Нисидзабу и Минамидзабу, где много иностранных представительств, посольств, дорогих частных домов и многоэтажных зданий с шикарными квартирами.

Еврейское присутствие в Японии — это больше чем просто живущие там евреи. С этим связаны и две проблемы: философии и антисемитизма. В стране два сионистских движения христиан. К их религиозным убеждениям относится и любовь к еврейскому народу и Израилю. Токийское движение "Макуя" почитает еврейские символы, в особенности менору, справляет бар-мицву, когда мальчикам исполняется 13 лет, и посылает своих членов в Израиль изучать Тору и иврит. Киотский "Бейт Шалом" несколько ближе к основному направлению евангелистского христианства и почитает христианский крест, но относится к евреям и Израилю с такой же любовью.

Ни одно событие за последние два года не вызывало такой дискуссии среди евреев, проживающих в Японии, как издание антисемитских книг, пользующихся популярностью читателей, в особенности книг Масами Уно, который по примеру пресловутых "Протоколов сионских мудрецов" "разоблачает" различные еврейские заговоры, цель которых — контроль над японской и мировой экономикой. Хотя эти книги — серьезная причина для беспокойства, раввин Михаэль Шудрих, лидер токийской общины считает, что евреи на Западе совершают ошибку, пытаясь осмыслить азиатские проявления антисемитизма в терминах европейского опыта.

"Люди, которые пишут эти книги, — антисемиты, — говорит Шудрих, — но не обязательно антисемиты те люди, которые их покупают. Люди покупают книги не для того, чтобы узнать что-то о евреях, а потому, что они надеются узнать что-нибудь о японской экономике". На каждого японца, который прочтет одну из этих книг и составит отрицательное представление о евреях, найдется другой японец, который на основании той же пропаганды придет к заключению, что евреи — замечательные люди, достойные подражания. Даже во время Второй мировой войны, когда в Японии было гораздо больше антисемитской литературы, не наблюдалось никакой антиеврейской активности.

Гораздо большее значение для японско-еврейских отношений имеет проблема арабского бойкота Израиля. Среди промышленно развитых наций Япония сильнее всех зависит от арабской нефти. Но и здесь наблюдается прогресс. После многих лет торговых отношений "на почтительном расстоянии" японский бизнес с Израилем быстро растет. Японские торговые делегации посещают Израиль, и в этом году министр иностранных дел Сосуке Уно стал первым членом правительства Японии, посетившим еврейское государство. Как ни странно, поскольку бойкот сильнее влияет на японский экспорт, чем на импорт, Израиль — одна из немногих стран, имеющих положительный торговый баланс с Японией.

Достопримечательности


Туры по Японии начинаются в Токио. Центр крупнейшей в мире столичной метрополии (27 миллионов человек), Токио соперничает с Нью-Йорком в интенсивности общественной и культурной жизни, в изощренности махинаций, которые совершаются практически без всяких преступлений и грязи. Это, однако, не то место, где сосредоточено большинство еврейских достопримечательностей Японии. Наряду с императорским дворцом, театром "Кабуки", цветущей сакурой, домами гейш, бесчисленными музеями и транспортными пробками в Токио есть одно место, интересное исключительно для евреев — здание Еврейской общины Японии. Старый центр (на том же самом месте) размещался в особняке японского стиля с красивым садом, но он был снесен десять лет назад. Половина земли была продана, чтобы построить более утилитарное здание, без сада. Но дом из красного кирпича, на фасаде которого окна образуют ветви меноры, своей деятельностью компенсирует многое из того, что было утрачено во внешней эстетике. На четвертом этаже находится маленькая синагога в европейском стиле, внутри — дубовые скамьи с высокими спинками и бима в центре. Во время молитвы треть прихожан состоит из туристов или людей, приехавших на короткий срок. В это число следует включить также трех-четырех японских студентов, членов одного из христианских сионистских движений, проявляющих академический интерес к иудаизму, и просто любопытных.

Хотя община небольшая, в ней есть школа и идет полнокровная культурная жизнь — от экскурсий к цветущей сакуре на Песах до кружков для взрослых (начиная от еврейских народных танцев и кончая японским искусством составления букетов). В Центре проводятся регулярные лекции по темам, интересующим как евреев, так и японцев; в последние годы с лекциями выступали Эли Визель, Эд Кох и Ицхак Шамир.

На одной из стен в здании общинного центра висит фотография на шелке старой токийской синагоги, выполненная одним из ведущих художников-графиков Японии Тецуя Нода. Перед тем как жениться на дочери израильского посла, Нода принял иудаизм, и одна из самых известных его работ изображает эту торжественную церемонию. Он автор работ на личные и еврейские темы, его произведения можно найти в тель-авивском Музее, Музее Израиля в Иерусалиме и в Музее японского искусства в Хайфе "Тикотин", а также в одной из токийских галерей.

Японский художник-христианин Садао Ватанабе посвящал свои работы темам еврейской Библии. Его литография "Ханаанский виноград" напоминает эмблему израильской винодельческой фирмы Кармель. Техника Ватанабе характерна тем, что у библейских персонажей — японские лица. Многие его работы можно встретить в галерее "Йосейдо" в Гинзе.

В самой Японии есть много исторических достопримечательностей, но к евреям не имеющих отношения. Однако иногда можно встретить довольно интересные свидетельства и на еврейскую тематику. Так, в буддийском храме Корюдзи, расположенном в Киото, есть маленькая жилая пристройка, которая дает некую информацию. У пристройки со стороны дороги находится источник, над которым имеется надпись "источник Исара". Слово "Исара" написано слоговой азбукой (а не иероглифами), что указывает на его иностранное происхождение. Это может означать "Израильский источник". Конечно, от источника, оборудованного временно жившим там евреем до свидетельства о "пропавших коленах" еще довольно далеко, но этот источник создает ауру тайны вокруг происхождения японско-еврейских отношений. Если и есть японец, который может предъявить свою еврейскую родословную, так это Кампо Харада, знаменитый японский каллиграф. Его родословная прослеживается до Китая тринадцатого века. Имеется документ, свидетельствующий о том, что в это в время там было еврейское поселение, откуда ведут свое происхождение его предки, и этот документ в его семье передается по наследству. Хотя на документе нет галахической печати, подтверждающей подлинность его еврейского происхождения, Кампо всегда ощущал свою близость к еврейскому народу и Израилю и около 15 лет назад начал собирать коллекцию иудаики, которая сейчас является крупнейшей на Дальнем Востоке. В ней собрано более 4000 книг по еврейской тематике, начиная от Польши семнадцатого века и кончая Америкой двадцатого века, а также Тора и арон-кодеш. Все это находится в комнате его каллиграфического музея в Киото на расстоянии квартала от синтоистского храма "Хейян", одного из важнейших центров синтоизма, который исповедует Кампо. Собранные книги написаны на иврите и английском. Ни одним из этих языков Кампо не владеет, но библиотека / синагога — часть его музейной экспозиции.

Хотя синагога в Токио красива, стоит съездить в Кобэ, портовый город в 45 минутах на запад от Киото, чтобы осмотреть синагогу, которая поистине прекрасна. Современное здание еврейской общины "Кансай" находится на тихой улице, застроенной в традиционно японском стиле. Характерной особенностью интерьера синагоги является мраморный арон-кодеш, по бокам которого установлены японский и израильский флаги. В дополнение к службам в шабат и праздники, половина постоянных участников которых — сефарды, община устраивает лекции и ежегодно проводит Седер, в котором участвуют туристы и случайные посетители, часто превосходя численностью евреев Кобэ в четыре раза. Пару лет назад в Кобэ приехал Любавический раввин, с появлением которого еврейская жизнь получила новый мощный импульс. За пределами Токио и Кансай еврейских достопримечательностей меньше, но встречаются сюрпризы. Мэр Куросэ, небольшого городка в префектуре Хиросимы, планирует установить мемориал Холокоста; в открытом поле на том месте, где предполагается построить Мемориальный павильон Освенцима, стоит знаковый камень в ожидании финансирования строительства. Исаак Стерн дал в Хиросиме благотворительный концерт в пользу этого проекта. В будущем году при поддержке газеты "Асахи Симбун" в стране пройдет передвижная выставка, посвященная Холокосту, средства от которой пойдут на строительство мемориала.

Япония может представлять двойной интерес для еврея. Свастику и шестиконечную звезду можно часто видеть как отличительные знаки и мотивы декора буддийских и синтоистских зданий. Ни один из этих символов не имеет никакой связи с их использованием евреями или нацистами.

Оставив в покое символы, еврейские следы можно обнаружить почти везде. Один из многих примеров — город Такаяма высоко в Японских Альпах, вдали от крупных городов. На традиционном постоялом дворе "Минсюку Сосуке", интерьер которого напоминает фильмы Куросавы, посетители сидят вокруг ямы с открытым огнем, который согревает их чай. На стене позади хозяев — свидетельства благодарности гостей, около трети которых написаны на иврите.

Персоналии


Личности, которые ассоциируются с еврейской Японией, не всегда евреи, а некоторые из них, подобно Джейкобу Шиффу, никогда не жили в Японии. Английский еврей Артур Уоли был выдающимся переводчиком японской и китайской литературы на английский язык. Шауль Эйзенберг, выросший в Японии, — один из богатейших бизнесменов Израиля. Сэцудзо Коцудзи, консультант министерства иностранных дел, сделал много полезного для евреев во время войны. Его можно было бы назвать Праведником народов мира. Хотя он и не принял иудаизм, но изменил свое имя на Авраам и похоронен в Иерусалиме. Давид Сасун считается самым крупным владельцем недвижимости в Кобэ. Среди борцов сумо еще не было евреев, но Тораносуке, чемпион, недавно ушедший из спорта, женат на еврейке и, по слухам, хочет, чтобы его сын-еврей пошел по нелегким стопам отца.

Леонид Сокол