Евреи Римской империи

12.04.2001



Еврейское сообщество Италии — старейшее в Европе после греческого. Это единственное сефардское сообщество в Западной Европе, которое сохранилось с самого начала возникновения диаспоры. Особый итальянский характер делает его уникальным для всего сефардского мира. В последние годы Республики в Риме уже были евреи, и в период Империи они составляли не менее 10% римского населения. Поэтому евреи Рима ведут историю своей общины непрерывно со времен царей династии Хасмонеев. Хотя эпизодические изгнания и имели место, периоды между ними были достаточно продолжительны и сами изгнания длились недолго. Можно сказать, что, за исключением тех лет, когда Византийская Империя превратила свою фанатичную христианскую идеологию в государственную политику, сопровождаемую гонениями на евреев, итальянским евреям жилось легко. Сами итальянцы не слишком склонны к групповой ненависти, и евреи страдали только тогда, когда церковь в своих владениях предпринимала какие-либо меры против них.

На протяжении всего существования Римской Империи евреи имели статус граждан и как таковые находились под ее защитой. С момента падения империи и до объединения Италии в 1860 г. евреи были не более чем субъекты, находящиеся под защитой. Но, поскольку страна была разделена на множество малых государств, даже в самые тяжелые времена евреям удавалось где-нибудь найти убежище. В результате еврейская жизнь в Италии процветала уникальным образом. Италия служила перекрестком для евреев с севера и юга, востока и запада, одним из путей, по которому тысячу лет назад евреи из Эрец Исраэль двигались в Ашкеназ, а спустя пятьсот лет беженцы с Пиренейского полуострова направлялись в Османскую Империю.

У итальянских евреев сформировались свои обычаи и ценности, они внесли свой вклад в итальянский Ренессанс; их еврейское культурное наследие только теперь изучается в полной мере. Поэтому неудивительно, что в новое время итальянские евреи включились в борьбу итальянцев за объединение нации. Со времени отмены гетто евреи участвовали во всех политических движениях. После объединения Италии в новом государстве евреям были предоставлены все гражданские права, и их общины были организованы по новым принципам. В 1911 г. для объединения этих общин была создана Consortia della Comunita Israelita Italiana (Объединение еврейских общин Италии). Членство в еврейской общине стало добровольным.

Итальянские евреи покинули гетто под влиянием Французской революции и в результате завоеваний Наполеона, так что в середине XIX в. некоторые из них уже активно участвовали в итальянской жизни. К концу века многие начали постепенно ассимилироваться. Другие продолжали вести еврейский образ жизни, что не мешало им участвовать в общественной жизни Италии. Тем не менее, начиная с XVIII в., итальянские евреи под влиянием реформаторов разрабатывали идеологию модернизации, которая отражала их связи со всем итальянским обществом.

Между Первой и Второй мировыми войнами итальянские евреи прошли путь от полной интеграции до максимального исключения из общества и гонений. Поначалу фашисты Муссолини не предпринимали в отношении евреев никаких дискриминационных мер. Более того, многие евреи были активистами фашистского движения и отличились, неся службу в армии во время Эфиопской войны 1935-1936 годы. В 1930 г., через год после заключения конкордата с Ватиканом, который провозглашал католическую церковь государственной, Муссолини создал Unione della Comunita Israelita Italiana (Союз еврейских общин Италии) как обязательную организацию итальянских евреев. Но когда Муссолини стал союзником Гитлера и ввел в стране Нюрнбергские законы, евреи Италии сначала были подвергнуты сегрегации, а затем гонениям. (Впрочем, несравнимым с тем, что творилось в Германии.- Прим.ред)

Во время Второй мировой войны при вынужденном участии правительства Муссолини депортации начались, только после того, как в сентябре 1943 г. Германия оккупировала северные и центральные области Италии. К концу войны в Италии осталось менее двадцати девяти тысяч евреев. Около восьми тысяч были депортированы и уничтожены в лагерях; шесть тысяч перешли в другие религии; около шести тысяч покинули страну.

В 1943 г. Италия капитулировала, Муссолини был свергнут, и новое правительство Италии восстановило права евреев. Поэтому ни местное еврейское общество, ни мировое еврейство не рассматривали Италию как государство-парию в отличие от Германии и Австрии. Более того, большинство евреев, оставшихся в Италии или вернувшихся после войны, начали налаживать свою жизнь по довоенным образцам.

Хотя немногие из евреев, бежавших из Италии от преследований нацистов, вернулись назад, массового послевоенного исхода из страны не было. Более того, местное еврейское население пополнили перемещенные лица. Продолжительное, хотя и умеренное, пополнение еврейского населения шло за счет богатых ливийских евреев, которые воспользовались своим итальянским гражданством, когда Италия ушла из Ливии. В Италии обосновалось небольшое число советских евреев и немного израильских. Этого оказалось достаточно для поддержания более или менее стабильной численности итальянских евреев на уровне тридцати двух тысяч.

После войны Unione (Союз), который на самом деле был федерацией общин, возобновил свой легальный статус. Раввины страны были включены в состав Союза и уполномочены заключать браки. Согласно закону от 1930 г., все галахические евреи автоматически становились членами общины, если они не заявляли формально об отказе от членства, и Союз получал часть государственных налогов, которые платили его члены. Форма сообщества евреев Италии изменилась в результате принятия в 1987 г. соглашения между правительством Италии и еврейским сообществом, которое составлено в преддверии отделения церкви от государства. Согласно этому соглашению, членство в еврейской общине должно быть строго добровольным.

Рим и Милан — главные центры еврейского сообщества с численностью еврейского населения пятнадцать тысяч (44%) и девять с половиной тысяч (28%) соответственно. Римские евреи строго придерживаются своих традиций. Римские общины — оплот итальянского минhага (традиционных особенностей). В новых общинах Милана много любавичских хасидов. Есть также конгрегация североафриканских евреев и конгрегация евреев из Мешхеда (Ирана). Четыре общины (Турина, Флоренции, Триеста и Ливорно) насчитывают более тысячи членов каждая. Они и более мелкие общины представляют старый сефардский север Италии.

Отсутствие серьезного традиционного образования на фоне общей открытость итальянского общества и отсутствие серьезного антисемитизма стимулировало смешанные браки и ассимиляцию, и хотя общины номинально занимают прочное положение благодаря своему легальному статусу, на самом деле они довольно слабы. Большинство итальянских евреев, соблюдающих еврейские традиции, стремятся эмигрировать из Италии в Израиль. Еврейское сообщество Италии носит принудительный характер и сохраняется главным образом благодаря своей организационной структуре, которая должна будет измениться в результате его отделения от государства. Уже сейчас светское определение "кто еврей" более основывается на личной самоидентификации и активности, чем на галахических канонах. Лидеры итальянского еврейства опасаются этих перемен и их последствий для еврейского образа жизни и выживания евреев.

Материал подготовил

Леонид Сокол