Тель Афек

13.04.2001



Тель Афек, место, известное также как Антипатрис, находится возле Рош hайн, недалеко от Тель-Авива. В переводе Рош hайн означает "исток", так как там берет свое начало река Йаркон. Эта река течет от Афек до парка Хайаркон.

В Тель Афек были найдены предметы древнейшей истории. В древности через эту местность проходили караваны из Египта в Месопотамию и Сирию, и шли они через Израиль, или Ханаан, как его называли в те времена. Тяжело навьюченные товаром верблюды шли день за днем, и это место идеально подходило для отдыха от утомительного пути: здесь было множество тенистых деревьев и чистая вода.



В трех километрах к востоку — иудейские горы, поэтому эта небольшая долина была идеальным местом для строительства города, где его просто оборонять; вскоре город был построен. Прочные стены (первое, что увидели археологи) относятся к Бронзовому Веку, самому древнему периоду постройки городов в Израиле. Город назвали Афек. Название его стало известно из египетских надписей, сделанных предположительно в XX в. до н. э., так называемых, "Проклятий" — списков Израильских городов, которые египтяне хотели уничтожить. Также в этих списках называется Иерусалим и Ашкелон.

Не все города из этого списка были разрушены, однако египтяне действительно надолго завладели Афеком, а также некоторыми другими частями Израиля. В ходе раскопок в Афеке был найден дворец Египетского вельможи, который управлял этим городом. Сами египтяне не управляли этим городом непосредственно, а назначали ханаанейского правителя.

Ханаанеи строили большие города, окруженные стенами, и из города могли контролировать всю окрестность. Однако, к концу бронзового века, им пришлось встретиться с другими народами, которые также претендовали на эту территорию — филистимлянами, племенем свирепых воинов, выходцев с Крита, которые приплывали в Израиль на кораблях. К ним присоединялись странствующие по Израилю группы людей.

Как все эти разрозненные группы людей встречались, враждовали, завязывали отношения — до сих пор является предметом исследования. Ясно только, что к концу второго тысячелетия до н. э. они жили в Израиле, и у каждого из этих племен была своя религия. Филистимляне остались на территории Израиля и смешались с ханаанитами, а также построили пять мощных городов — Пентаполис (Ашкелон и Ашдод были частью этого объединения городов), которые, впрочем, существовали как отдельные государства. Израильтяне захватили гористую часть страны. Согласно Танаху, Афек сначала был завоеван израильтянами. Но впоследствии филистимляне отвоевали его себе, и он стал частью их северной границы.

По мере роста численности населения филистимляне и израильтяне постоянно мешали друг другу, и периодически были столкновения на границе. Поскольку Афек находился как раз посередине, в нем происходили самые известные битвы, описанные в Танахе (1 Самуил 4), как, например, битва, произошедшая во время правления царя Шаула (Саула).

В начале первой битвы израильтяне укрепились на вершине холма Эбенезер, а филистимляне шли снизу, от Афека. Эту битву израильтяне проиграли, и в ней погибло 30 000 воинов. Другое худшее поражение они потерпели, когда филистимляне захватили Ковчег Завета. Царь Давид посчитал главной своей задачей вернуть Ковчег Завета обратно.

Вторая битва с филистимлянами также закончилась поражением: Царь Шаул и его сын Ионатан были взяты в плен на горе Гилбоа, и убиты, а мертвые тела их повешены на стенах Бейт Шаан (1 Шмуель 29-31).

Никаких позднейших свидетельств об Афек не сохранилось. Известно только, что позже он был оккупирован сирийцами, а потом вавилонянами, которые также использовали его в основном в оборонительных целях. После окончания периода греческого владычества царь Ирод построил город, по его словам, "в лучшей долине царства, где реки и деревья в изобилии и назвал его Антипатрис (Иосиф, "Иудейские войны", Книга 1, 417)". Он назвал город Антипатрис в есть своего отца, которому он хотел воздвигнуть монумент.

Когда городом завладели римляне, он опять оказался на пересечении путей в римскую столицу Кесарию и столицу Иудеи, Иерусалим; и вновь городу угрожала опасность, вызванная его местоположением. В первую Иудейскую войну немало крови было пролито римлянами и евреями в борьбе за Антипатрис. К концу сражения город был разрушен до основания (Иосиф "Иудейские войны", Книга 2: 515-550). А в 363 г. землетрясение вовсе сравняло его с землей.

После этого пришли крестоносцы и построили населенный пункт несколько выше, у подножия гор. Оттоманские турки построили форт на вершине холма. Руины его можно видеть между Рош hайн и Петах- Тиква; два века назад форт перестали использовать. Когда туда пришли англичане, Афек потерял свою военную функцию, кроме того, в нем сделали водопровод.

Турецкий форт "Бинар Баши" до сих пор представляет собой красивое зрелище. Отдельные фрагменты башен и входов до сих пор прекрасно сохранились. С северо-западной стороны открывается вид на водохранилище Мекорот; на реке Яркон построили дамбу.

С обратной стороны форта открывается вид на римский город Антипатрис. Главная улица города, Кардо, идет напрямую от восточной стены к югу. В конце улицы мы видим небольшой круглый театр, Одеон. По сторонам дороги были построены лавки и дома, а сама дорога была вымощена плитами; даже сейчас много плит в полной сохранности.

Но гораздо более интересно то, что под турецким фортом, внутри холма, один на другом лежат пять (!) городов бронзового века. Именно они-то и привлекают живое внимание археологов. Последний слой относится ко времени египетского правителя Афека (поздний бронзовый век 1550-1200 гг. до н. э.), и часть его находится на поверхности у западной внутренней стены турецкого форта. Форт состоит из нескольких частей. Одна — башня, в шести шагах от мощеного двора. К востоку от него — проход шириной в несколько метров; возможно, когда-то это была улица.

Дворец правителя был уничтожен, о чем свидетельствуют следы пожара и наконечники стрел, застрявшие в стенах. Возможно, дворец был уничтожен в 13 веке до н. э., то есть это вполне могло произойти в результате битвы, описанной в Танахе в книге Иеhошуа, но возможно, что это произошло из-за другой местной войны, в которой израильтяне не принимали участия. Но есть здесь и другие археологические находки, поистине бесценные: книги, среди которых словари на древних языках, которыми пользовались писцы египетских правителей; документы на древнееврейском и египетские печати в виде скарабеев.